Газеты и журналы > Москва > Коммерсант: Продажа "Коммерсанта" как показательный пример состояния российского рынка печатных СМИ Продажа издательского дома "Коммерсант" в июле 1999 года подвела черту под наиболее длительным экспериментом в постсоветской истории газетного дела в России на тему: может ли качественная и влиятельная печать выжить, избежав вхождения в какую-нибудь из олигархических империй? То, что это не удалось даже "Коммерсанту" - показательно. 6 июля в офисе "Коммерсанта" на севере Москвы публике был предъявлен новый владелец издательского дома. 80% компании у ее основателя Владимира Яковлева и финансового директора Бориса Каськова купил малоизвестный инвестиционный фонд Америкен Кепитал(США). Большинство акций этого пакета принадлежали Яковлеву. У фонда были: менеджеры - 27 летний уроженец Ирака Кия Джурабчиан и его 31-летний земляк Реза Франи-Кармани, регистрация в США, осуществленная только в конце 1998 года и полупустой офис в Манхеттене. Менеджеры фонда говорили, что создали отдельную компанию, чтобы совершать сделки на развивающихся рынках. Фонд - Америкен Кепитал Инвестмент ЛТД - зарегистрирован в оффшорной зоне Вергинских островов .И именно этот фонд совершил сделку с "Коммерсантом". У фонда и его менеджеров - с очевидностью не было: никакого опыта ведения бизнеса на развивающихся рынках вообще, и в российском бизнесе и российской прессе - в частности. Журналисты, которые присутствовали на первом и пока единственном публичном выступлении бизнесменов, говорили, что эти бизнесмены выглядели не очень уверенно и явно не испытывали никакого желания предоставить сколько-нибудь конкретную информацию о деятельности фонда, о цене сделки и о стоимости "Коммерсанта". Они не стали особенно распространяться и о себе. Джурабчиан сообщил, что имеет степень бакалавра, но уклонился от вопроса в каком университете учился. У них не было и понятных планов на будущее. Новые владельцы сообщили, что, возможно, продадут свой пакет года через три, но умолчали о том, как будут делать компанию привлекательной. Все это было бы исключительно частным делом Яковлева и новых покупателей( и с точки зрения закона это так и есть), если бы сам "Коммерсант" не был особой , знаковой газетой. Основанный в 1990 году как еженедельник, "Коммерсант" ныне выходит ежедневно тиражом в 117 тысяч экземпляров - и, несмотря на невысокий тираж, является, пожалуй, самой влиятельной газетой страны. За 9 лет существования "Коммерсант" постоянно сталкивался с конкуренцией - но неизменно побеждал. Соперники - от "Независимой газеты" до "Русского телеграфа" - либо безнадежно отставали, либо вовсе сходили с дистанции. Газете удается сохранить источники информации в компаниях, банках и даже в постоянно меняющемся российском правительстве. В отличие от многих московских изданий, издательству удалось наладить не только корреспондентскую сеть, но и распространение, выпуск местных версий газеты и привлечение местной рекламы. Газета остается главным проектом издательства, но есть еще еженедельники с названиями, говорящими сами за себя: "Власть", "Деньги", "Автопилот", "Домовой". Большинство читателей, опрошенных "Коммерсантом" в течении ПР-кампании последнего года, говорят, что "Коммерсанту" удалось создать продукт, востребованный самой активной и самой приспособившийся к постсоветской жизни частью населения России - средним классом. "Коммерсант" - это обязательное чтение для представителей мелкого и среднего бизнеса, для наемных профессионалов, работающих в основном в частных компаниях. Крупнейшие бизнесмены и влиятельные политики России также серьезно относятся к публикациям издательского дома. При этом "Коммерсант"до сих пор не принадлежал никому из олигархов. Это было самое ценное качество этого издания. Вплоть до июля 1999 года главным владельцем оставался Владимир Яковлев, который не живет в России. Кроме него и Каськова, второй основатель издательского дома Леонид Милославский, имел 15% акций. Финансовое состояние издательского дома остается тайной. Компания никогда не публиковала финансовых отчетов и не говорила даже о том, является ли она убыточной или прибыльной. Однако,в ряде статей российской прессы сообщалось, что за последние годы ИД нередко приходилось обращаться за кредитами - среди прочих, к СБС-Агро, Менатепу, Альфа-банку. По неподтвержденным данным, общий долг ИД достигает 20 миллионов долларов. Русские журналисты говорят, что линия поведения, которая основана на получении кредитов от нескольких влиятельных и часто конфликтующих финансовых структур, может гарантировать свободу маневра. Сам Яковлев настаивает, что вопрос независимости ИД для него являлся главным и во время последней сделки. Он сказал, что специально выбрал иностранную компанию с хорошей репутацией для того, чтобы обезопасить "Коммерсант" от предвыборного политического давления. После того, как Джурабчиан объявил, что покупка акций "Коммерсанта" была первой сделкой его компании на развивающихся рынках, слова Яковлева многим показались странными. Яковлев еще год назад объявил, что намерен продать свою долю. Но получить новые кредиты, особенно после кризиса, оказалось очень трудно. Тем не менее в борьбу за "Коммерсант", по словам самого Яковлева, вступили 19 желающих, включая Бориса Березовского и Анатолия Чубайса. В такой ситуации поверить в то, что два молодых и не очень опытных бизнесмена, действительно купили русский аналог "Файненшл Таймс", довольно трудно. Большинство аналитиков убеждены, что сделка имела больше политический, чем коммерческий характер, а Америкен Кепител "подозрительно напоминает фасад, скрывающий другого игрока". Поиски олигарха, стоящего за иранцами, пока не увенчались успехом. Ряд аналитиков утверждает, что этим опытным игроком мог бы быть Борис Березовский. Тогда же, 6 июля, именно Березовский купил 15-ти процентный пакет акций "Коммерсанта" у Леонида Милославского. Березовский и Джурабчиан отрицают наличие каких-либо связей между собой, но Березовский подчеркивает, что когда Джурабчиан выставит свой пакет на продажу, у него, как у нынешнего владельца другого пакета акций, будет "право первой ночи" на его покупку. Березовский дал понять, что намерен стать полноправным владельцем ИД. Сами журналисты "Коммерсанта" утверждают, что в договоре покупки оговорено: в течении года новые владельцы не могут менять совет директоров и вмешиваться в редакционную политику. Впрочем, тут нынешний главный редактор Раф Шакиров добавляет: "В крайнем случае, мы всегда можем уйти". В новой ситуации это звучит признанием: в "Коммерсанте" началась новая жизнь с новыми владельцами и новыми правилами игры, не смотря на желание журналистов верить, что все по большому счету остается по-прежнему. Некоторые журналисты говорят, что они уже ищут новое место работы. Для журналистов "Коммерсанта" поиск работы - ситуация новая. Подавляющая часть работников российский прессы это уже проходили. |