Газеты и журналы > Москва > Издательский дом "Компьютерра": Издатель Дмитрий Мандрелюк: "Мне неинтересно управлять" Дмитрий Мендрелюк - нетипичный для России миллионер. Он ездит на трамвае (не потому, что у него нет машины, - просто живет недалеко от офиса и считает, что так добираться удобнее), называет себя человеком ленивым и считает, что бизнесом управлять легко. При таком легком отношении к себе и к жизни, г-н Мендрелюк, президент и единоличный владелец издательского дома "Компьютерра", чрезвычайно удачлив. По данным агентства RosMediaMonitoring, флагман издательского дома - журнал "Компьютерра" - единственное компьютерное издание в десятке российских еженедельников, имеющих наибольшие доходы от рекламы, а сам владелец издательского дома "Компьютерра" второй год подряд признается авторитетным агентством Dator лучшим издателем компьютерной прессы в России. Прошлым летом г-н Мендрелюк договорился со Стивом Форбсом, издателем всемирно известного журнала Forbes, о совместном выпуске делового издания на русском языке. В скором времени новый журнал для бизнесменов добавится к восьми существующим проектам издательского дома "Компьютерра". - Значит, скоро мы увидим Forbes на русском языке? - Я с опаской отношусь к тому, чтобы выпускать издание под чужим именем. Мы подписали договор с журналом Forbes на эксклюзивное использование их материалов и будем выпускать бизнес-издание, но скорее всего это будет журнал с другим названием или с двойным, как "Итоги" (вместе с Nеwsweek). Я хочу развивать собственную марку. Название Forbes, кроме горстки рекламодателей у нас никому ничего не говорит. - Свои компьютерные журналы вы создавали без всякого иностранного участия. Почему - ведь у западных издателей компьютерной периодики большой опыт? - Я до сих пор ни разу не использовал иностранную информацию и был ярым противником этого. В этом отношении Издательский дом "Компьютерра" - явление уникальное. Мы вообще издаем нетипичные компьютерные издания, менее ориентированные на "технарей", чем это принято за границей. Раньше в офисе системный интегратор был царь и бог, а сейчас эта должность сведена до уровня водителя. Технология оборудования такова, что оно приходит с двумя кнопками. Но "Компьютерра" давно перестала ориентироваться на эту категорию людей, она пишет о технологиях завтрашнего дня, а поскольку в завтрашнем дне практически все будет базироваться на информационных технологиях, мы почти про все можем писать. "Компьютерра" в целом двигается в ту нишу, которую раньше занимала "Наука и жизнь". - Как вы начинали свой бизнес?
- После института три месяца я проработал в совместном предприятии, после чего ушел и основал свое малое предприятие. Я собирался заниматься маркетинговыми исследованиями рынка, и фирма была создана под это. Один компьютерщик написал мне программку, которая называлась "Компьютерная биржа". Она была предназначена для ведения базы данных по фирмам, которые продают компьютеры, модификациям и количеству компьютеров, которые они предлагают.
- То есть вам везло. Не было никаких проблем, проколов?
- Примерно через полгода возникла ситуация, когда на меня одновременно свалилось два исследования. Одно я поручил делать другому человеку, и оно благополучно начало разваливаться. Пришлось даже штрафы какие-то заплатить. Главный вывод, который был сделан, - что этот маркетинговый бизнес не масштабируем: ты должен как непосредственный руководитель заниматься им и только им, его нельзя наладить как систему. Тогда возникла идея создать некий бизнес, который можно развивать, как систему: ты его построил и отпустил, а он работает.
- А первоначальный капитал вы к тому времени уже сколотили? - Когда мы начинали делать журнал, деньги у нас были, но мы их не вкладывали в этот бизнес. Ради интереса я подсчитал полную себестоимость (с арендой, зарплатой, печатью) 8-страничного первого номера, вышедшего в 1992 г. тиражом 25 000 экземпляров. Она составляла $300. Штат журнала тогда составлял 5 человек. Было несколько номеров, где я сам и писал, и фотографировал, и верстал. Недавно я перешел в такую стадию, когда бизнес перестал быть развлечением, он стал нудной работой, а до этого было все в удовольствие. -Хорошо иметь газету, но ведь она должна приносить деньги. Как вы нашли рекламодателей? - Я до этого на компьютерном рынке целый год болтался без всякой ясной цели - я всех знал. -Сейчас многие едут в бизнес-школы, чтобы повысить свой образовательный уровень и лучше управлять бизнесом. Вы не чувствуете недостатка бизнес-образования?
- Нет, не чувствую. Я занимаюсь пять лет бизнесом, и всегда было так: сели, выпили пива, полчаса поговорили, больше не знаешь, что там еще обсуждать... Я в жизни ни разу не участвовал в таких переговорах, когда люди садятся друг напротив друга, начинают что-то там обсуждать. Если идея в принципе хорошая, значит, начали, дальше разберемся. Если идея плохая, значит отбрасывается, на этом переговоры заканчиваются.
- Вам приходилось закрывать ваши журналы? - У нас был журнал "Компьюнити", я его закрыл, потому что он был неинтересный. Закрывая "Компьюнити", мы одновременно предприняли самый свой удачный маркетинговый ход: мы решили провести мероприятие под названием "Похороны журнала". Это было во время выставки, на стенде, все было выдержано в мрачных тонах, пригласили группу "Крематорий". Все было придумано и организовано за два дня. В конце вечера было торжественное срывание со стены плаката "Компьюнити" с траурной ленточкой, а под ним была уже новая обложка -"Инфобизнес". -"Компьютерра" - издание успешное и прибыльное, а остальные? - У нас все издания прибыльные, кроме "Магазина Жванецкого" и "Сатирикона". Скажем, у "Домашнего компьютера" продажная цена 10 руб., что само по себе покрывает все расходы. "Домашний компьютер" - это первый случай в нашей истории, когда мы начинали издавать журнал не спустя две недели после возникновения идеи, а пытались заранее какой-то бизнес-план написать. - Как количественно соотносится у вас творческий штат и административный? - У нас вообще очень маленький штат коммерческих служб, но не оттого, что это моя принципиальная позиция, просто так исторически сложилось, и сейчас мы от этого страдаем. У нас на весь издательский дом продажей рекламы занимаются четыре человека, а когда была только "Компьютерра", у нас была вообще одна девушка, которая сидела на телефоне и принимала рекламу, и рекламы было больше, чем у конкурентов. - Похоже, вы вообще работаете без какой-либо жесткой системы, без рецептов. Идут дела - ну и хорошо. - У нас в издательском доме нет распорядка дня, железной дисциплины. Зачастую те люди, которые с утра должны на месте сидеть, то есть нетворческие люди, подтягиваются к одиннадцати. - Вас это не нервирует? - Проблема в том, что я сам такой. С другой стороны, я иногда начинаю прогнозировать: вот приду я завтра, всех построю, всех заставлю приходить. Половина мне скажет: "Старик, тебе что надо? Результат или чтобы все на работу в 9 утра приходили?" Пока надломов никаких в развитии не происходит, может, и не надо ничего менять. Мы вообще душа в душу живем, от нас люди не хотят уходить. Иногда, правда, выгоняем. - Размер вашего банковского счета согревает вам душу? - Иногда я ловлю себя на мысли, что, когда мне предлагают пачку сигарет купить не за 10 руб., как я привык, а за 15 руб., я думаю: нет, не буду. Потом останавливаюсь и думаю: "Боже ты мой, ты, что, вообще больной человек? У тебя миллионы долларов..." - У вас есть личная охрана? - Да нет. Я на трамвае езжу. Мой дом недалеко здесь. Это не потому, что я какой-то пижон, просто во многие места удобнее на метро ездить, чем на машине по Москве сегодняшней. - Если размер банковского счета сам по себе не радует, тогда, может быть, власть над людьми? От чего вам бывает хорошо?
- Как только появляется возможность делегировать эту власть, я сразу ее отдаю направо и налево, мне неинтересно управлять. Процесс управления - это такая муторная штука, я вам доложу.
- Вы согласны с тем, что сейчас хороших управленцев найти очень трудно и хозяина не может заменить никто? - Произошел некоторый разрыв поколений. Те, кто способен бизнес делать, его делает. Те, кто не способен делать свой бизнес, но способен управлять, еще не выросли, еще учатся. Такой класс, как консультанты, практически отсутствует. Формально они есть на рынке, но они такие... липовые. Вот когда люди, которые сейчас управляют фирмами, которые конкретные ситуации пережили, начнут выходить из бизнеса и работать консультантами - это другое дело. Елена Евграфова |