Газеты и журналы > Москва > Литературная газета:

Николай Боднарук: "Газета живет один день и вечность"

"ЛИТЕРАТУРКА", "Литературочка", "ЛГ"... Каждый понимает, что, несмотря на разные слова, речь идет об одном и том же - о "Литературной газете". Было время, когда любой уважающий себя человек читал ее от корки до корки, начиная, правда, не с 1-й страницы, а с 16-й, с клуба "12 стульев"... С тех пор много воды утекло. Но "Литературка" не исчезла с газетного горизонта, хотя трудностей было выше головы, а продолжает раз в неделю, как ей и положено, приходить к своему читателю. О сегодняшних делах, заботах и проблемах рассказывает на страницах "Смены" главный редактор "Литературной газеты" Николай Боднарук.

- Николай Давидович, так прав классик или не прав? Все врут календари? Или один раз можно им поверить? Если так, то "Литературной газете" исполняется 70 лет...

- Это смотря как считать. Если с момента возобновления издания газеты 22 апреля 1929 года, то да, нам 70. А если вести отсчет со дня основания и выхода первого номера "Литературной газеты" - 1 января 1830 года, то вскоре нас ждет еще более значительная дата -170-летие.

- И какой же из этих двух юбилеев настоящий?

- Я думаю, оба. Многие старейшие российские издания имеют пробелы в своей истории, когда на годы, а то и десятилетия по тем или иным причинам вынуждены были приостановить свой выход. То же происходило в прошлом веке и с "Литературкой". Газету, как известно, основала группа писателей при ближайшем участии А.С.Пушкина, который, выражаясь современным языком, стал ее постоянным автором.

- Неужели Александр Сергеевич писал в "ЛГ" заметки на злобу дня?

- Александр Сергеевич делал то, что и должен был делать гений - писал свои произведения, многие из которых опубликовал в "Литературной газете". Главу из "Путешествия в Арзрум", "Арапа Петра Великого", отрывок из восьмой главы "Евгения Онегина", "Стансы", "Арион".

- Что можно сказать о последних семидесяти годах, о советском периоде газеты?

- То же, что и о большинстве советских газет. Она считалась органом Союза писателей, а по сути являлась для КПСС орудием идеологической борьбы крупного калибра. Однако "ЛГ" стремилась прорваться сквозь цензуру, сказать больше отмеренного партией. Вспомните 70 - 80-е годы - хотя тираж "ЛГ" достиг 6,5 миллиона экземпляров, на нее невозможно было подписаться. Люди тянулись к правде, и газета, насколько могла в условиях тоталитарного режима, эту потребность удовлетворяла.

- Что же сегодня мешает радоваться?

- Но есть и иная реальность - жесточайшая конкуренция на рынке масс-медиа. На нем более-менее вольготно чувствуют себя "желтые" издания, потчующие публику реальными или придуманными скандалами, смакованием сплетен, убийств или сексуальных извращений. Серьезным газетам сегодня очень непросто выжить. К сожалению, реформы обескровили тот слой, который мы называем интеллигенцией. Если человек стоит перед выбором, купить ему газету или хлеб, он выбирает, естественно, хлеб и таким образом оставляет без куска хлеба газетчика.

- Какие иностранные университеты и учреждения регулярно подписываются на "ЛГ"?

- Думаю, что смогу ответить на ваш вопрос только косвенно. Есть иностранная доля подписки, но кто именно выписал "ЛГ" - отдельный человек или организация, установить невозможно. Зато абсолютно достоверно известно, например, что в США есть примерно 100 кафедр и колледжей, где изучают славистику. Если на кафедре славистики готовят хотя бы 5 человек, то "Литературная газета" здесь обязательна.

- И чем же вы объясняете такие пристрастия? Почему именно "ЛГ"?

- Подмывает, конечно, сказать, что все объясняется исключительно высоким качеством газеты. Качество (прочитайте и сами убедитесь) действительно высокое, но срабатывает еще и консерватизм. В 70-е годы было признано, что "ЛГ" отвечает всем образцам русской словесности. Так до сих пор и считается. На тех же кафедрах вы обязательно увидите "Новый мир", но не найдете "Знамя", хотя в наших представлениях их роли поменялись. Но я вот что еще хочу сказать насчет иностранных читателей. Знаете, где у нас самый большой тираж?

- Где?

- В Израиле. Там одна из русскоязычных газет, издающаяся тиражом около 60 тысяч экземпляров, еженедельно печатает 8 полос "ЛГ".

- Много ли иностранных авторов у "ЛГ" и жаждут ли они гонораров в рублях?

- Гонораров ждут все. Просто к людям нашей профессии слово странное прицепилось - "гонорар". Для сантехника все проще: я сделал - ты плати. Услуга. А для нашего брата можно получить оплату (гонорар), а можно и устыдиться спрашивать об этом. Наши авторы, для которых гонорар чуть ли не единственный источник заработка, сначала терпят, потом ищут место, где все-таки платят. Иностранные же авторы, которых в "ЛГ" на удивление много, заранее говорят: гонорар не нужен. Для них главное - быть услышанными.

- Беда многих газет и журналов - авторы-графоманы. Какова стратегия "ЛГ" в отношения графоманов? Не собирается ли "ЛГ" открыть для них рубрику Твид-парк"?

- Стратегии нет. Есть практика - графоманов не печатаем, в переписку с ними не вступаем, но и не выставляем их на смех, цитируя и издеваясь. Если публикация их произведений может оказаться прибыльным бизнесом, то наверняка найдется деловой человек, который им займется.
Я в успех такой рубрики на страницах "ЛГ" не верю. Есть другая проблема. В редакцию часто приходят стихи очень приличного уровня. Это, конечно, не Бродский, не Вознесенский, не явление нового поэтического гения, но мне всегда бывает очень обидно, когда очевидно талантливые работы неизвестных авторов не доходят до газетной полосы. Почему не доходят? Потому что еще в давние времена "Литературная газета" чрезвычайно высоко подняла планку и держит ее до сих пор, предпочитая иметь дело только с признанными мастерами, не снисходя до уровня тех, кто только начинает. Не знаю, как мы эту рубрику назовем, но такой "Гайд-парк" нам нужен.

- Может ли "ЛГ" помочь своему читателю, если он обращается к ней с конкретной просьбой?

- Сегодня мы перестали быть сортировочным пунктом в переписке народа с властью и делаем то, что должны делать, - формируем общественное мнение как по частным вопросам, с которыми к нам обращаются читатели, так и по проблемам, представляющим широкий интерес, а уже общественное мнение, в свою очередь, давит на власть, принуждая ее принимать верные решения.

- Как правило, очень солидная газета - это и очень скучная. Как в "ЛГ" борются со скукой и банальщиной?

- Бороться довольно просто - писать и печатать в газете только то, что самому хотелось бы читать. Другое дело, что у каждого свое понимание скучного и интересного - тут-то и начинается водораздел как между пишущими, так и между читающими. Один до сих пор не наелся "клубнички", его по уши занимают всевозможные тусовки как там сладится, скажем, между Агутиным и Варум, кто где отдыхает или что купил. Другому читателю все это), как ныне говорят, "по барабану", он пытается найти ответ на вопрос, почему мы, словно кем-то проклятые, не можем выйти на дорогу нормального развития, почему нас бесконечно трясет и бросает из стороны в сторону. За эту ниточку только потяни, и жизни не хватит, чтобы размотать клубок, придется залезать в историю, философию, литературу...

- Для того чтобы выдержать конкуренцию на газетном рынке, у "ЛГ", мягко говоря, должны быть "козырные карты". Какие именно?

- Сегодня "Литературка" - это четыре газеты в одной "упаковке". Верстается она четырьмя тематическими тетрадями - "Политика", "Общество", "Литература и искусство" и "Человек". Мы стараемся не обойти своим вниманием ни одного события в мире политики. Серьезно занимаемся литературной критикой, но избавляемся от снобизма по отношению к массовой литературе, пытаясь сами понять и объяснить читателю, скажем, феномен Марининой или женской прозы. Публикуем оригинальные труды или беседы с видными философами, правоведами, социологами. Одновременно открыли молодежный клуб "ХХ+1", чтобы понять тех, кто идет нам на смену.

- Есть ли у "ЛГ" ангелы-хранители? А спонсоры?

- Спонсора можно хоть взять за локоток, в очередной раз напомнить о своих проблемах и его обещаниях. Но если удается что-то выцарапать, то благодаришь ангела-хранителя - без него спонсор вряд ли пошел бы на какие-то жертвы.

- Кто-то сказал, что хорошая газета - это как страна, которая дружно беседует сама с собой... Ваше определение хорошей газеты?

- Впервые слышу такое определение - "как страна, которая дружно беседует...". В прошлом такого не было, и в самые благостные времена, если они наступят, не будет. Будут жесткая борьба, ложь, подставы, измены, предательство... И благородство будет. Как всегда, как во все времена было. Интуицией, нюхом ищите того, кто не сломается и не предаст. Не солжет себе во благо. Ищите честного - политика, партию, идею. Газету.

- И последний вопрос. В идеале каков срок жизни одного номера "Литературной газеты"?

- Для отдельного читателя, может быть, день. Может быть, два. Неделю. Для истории - всегда. Ибо в этом мире ничто не исчезает бесследно. В том числе и газета. И даже отдельный ее номер.

Савелий ФЕДОРОВ


назад