Газеты и журналы > Москва > Ситуация на газетном рынке Москвы:

Газета-дубина себя исчерпала

- считает Михаил Кожокин, вице-президент ОНЭКСИМбанка, который “ведет” его медиа-холдинг. Он дал интервью главному редактору журнала “Среда” Алексею Панкину. “Среда” - российско-европейский журнал о средствах массовой информации - возобновляет свой выпуск.

О ХОЛДИНГЕ

Бизнес в области СМИ у ОНЭКСИМбанка идет по двум направлениям. Первое - это кредиты. Мы выдавали кредиты, кредиты нам возвращались. Есть, правда, и печальный опыт в такой работе, но это вполне естественно. Другое направление - участие в уставном капитале. Первый случай у нас был в 1995 году с журналом “Эксперт”. Мы помогли ребятам, которые нам понравились “по мозгам”: понравился их бизнес-план, понравились аналитические подходы. Мы поверили в них и инвестировали в журнал деньги.

Через год журнал “Эксперт” стал выходить на нулевую рентабельность. Нам стало ясно, что СМИ можно заниматься серьезно именно как прибыльным делом. В итоге в 1997 году мы инвестировали средства в три крупных проекта: это “Комсомольская правда” (я имею в виду весь издательский холдинг “Группа Сегодня” - “Комсомольская правда”), газета “Русский телеграф” и “Известия”.

В 1997 году завершилась “протостадия” нашего проекта инвестиций в СМИ как отдельное направление бизнеса. Осенью 1997 года была создана “головная” компания “Проф-медиа”, которая управляет активами наших СМИ, отслеживает их финансовую политику. А “протостадией я это называю потому, что мы считаем: пока созданы только несущие конструкции для медиа-бизнеса.

Прежде всего тебе надо разобраться до конца, что ты купил и как там используются деньги. “Комсомолка” была успешной газетой и до нашего прихода. Тем не менее, оказалось, даже там есть прорехи, не совсем удачные финансовые схемы... Мы их совместно исправляем. С “Известиями” ситуация была намного хуже. Деньги до нашего прихода использовались крайне нерационально. Соответственно, наведение элементарного порядка с финансовыми средствами “Известий” позволило осенью 1997 года практически в два раза поднять зарплату сотрудникам. Причем без использования внешних заимствований, то есть не привлекая кредитов.

Во-вторых, “Проф-медиа” контролирует разработку и выполнение бизнес-планов. Мы покупали контрольный пакет издательской группы “Комсомольской правды” на условиях больших инвестиций, порядка 18 миллионов долларов за два года. Мы выполняем эти обязательства и жестко придерживаемся договоренностей, которые у нас были. Но раз мы инвестируем в бизнес, то требуем обоснованных бизнес-планов. Поэтому все проекты издательской группы проходят сначала через совет директоров, потом поступают в “Проф-медиа”, затем - в банк. Иными словами, любые проекты проходят жесткую трехступенчатую экспертизу.

Мы реалисты и понимаем, что на прессе нельзя заработать столько же денег, сколько на банковских операциях. Но тем не менее перед нашей прессой стоит абсолютно четкая задача: она должна зарабатывать и будет зарабатывать деньги.

0 ТЕНДЕНЦИЯХ

Взаимодействие бизнеса и СМИ в России прошло несколько стадий. Первая стадия - это эпоха газет, пишущих о кооператорах, это “Коммерсанта” на Хорошевшее. Каждый коммерсант мечтал, чтобы пресса упомянула о его киоске, о нем лично. Всеми правдами и неправдами добивался этого. Следующая модель - “газета-дубина”. Газета “Сегодня” создавалась как газета влияния, для наездов или для защиты абсолютно конкретных интересов. Это было средство зарабатывания денег для всей финансовой группы, но не для самой газеты.

Я сознательно употребляю прошедшее время, потому что осенью 1997 года в газете начались очередные внутренние преобразования, которые до сих пор еще не завершены. А потому еще рано говорить, чем все это закончится. Но в прошлом “Сегодня”, безусловно, существовала как “газета-дубина”.

Исчерпанность этой модели стала очевидной после президентских выборов 1996 года, во время которых в силу объективных политических обстоятельств большинство средств массовой информации функционировало как политическое оружие. А дальше стало ясно, что они должны либо выйти из этого ритма, либо лишиться популярности.

Я знаю по целому ряду печатных изданий, как падал их тираж во время президентских выборов. В 1997 году стало очевидно, что успех придет к тому, кто создаст СМИ как бизнес. Мы тоже вступили на этот путь.

О ВОЙНАХ

Информационная война прошлой осени показала одну простую вещь: мобилизовав все возможности своих масс-мециа, создав теорию необходимости компромата и реализовав ее в этих СМИ, все же оказалось невозможно уничтожить конкурента в экономической жизни. Поэтому не нужно переоценивать эффективность масс-медиа. В то же время нельзя сказать, что информационная война никак не воздействует на экономику и политику. Но это влияние происходит по другим каналам. Журналисты, занятые в информационных войнах, были солдатами-пехотинцами, которые бежали куда-то и обозначали направление главного удара. А реальная война велась другими методами. Журналистов просто использовали: для начала скандала, для организации депутатских запросов, для засылки следственных бригад. К сожалению, многие не поняли, что их используют, и искренне бежали вперед и стреляли.

Информационные войны осенью 1997 года нанесли огромный ущерб имиджу России на Западе. Когда все начиналось, то нападавшая сторона не подумала, как это будет воспринято в окружающем мире. Не подумали о том, что российский бизнес уже давно вышел на международный уровень и его успех реально зависит от Запада. Мы сами доказали всему миру, что русский бизнес переплетен со всем, чем угодно. Что милиционеров можно использовать для наездов на конкурентов, что журналистов можно использовать для стрельбы “в направлении главного удара”, что политики тоже могут быть использованы. Запад получил подтверждение, что мы действительно такие, как о нас думают.

О КОНЦЕНТРАЦИИ

Мы считаем, что концентрация СМИ - объективный процесс. Пока идет кризис, естественна тяга к объединению. Потому что выжить может только сильнейший. С Другой стороны, учтите, что есть разговоры о концентрации и есть концентрация. Если “Газпром” объявляет о создании “Газпром-медиа”, который объединяет всех, начинает координировать всех и при этом обладает естественным правом вмешательства в редакционную политику, как было сказано в интервью одного из его руководителей, но одновременно признает, что у него нет точного перечня газет, в которых участвует “Газпром”, то говорить об интеграции и концентрации бессмысленно. Это то, что я называю игрой в интеграцию. Поэтому наша задача сегодня - это внутренняя консолидация финансовой и экономической структуры наших СМИ. Эго сейчас задача номер один. После этого можно думать о расширении, новых изданиях и каких-то других СМИ. И тогда уже мы сможем сказать, что создали реальный холдинг.


назад