Газеты и журналы > Москва > Ситуация на газетном рынке Москвы:

Нужны ли льготы свободной прессе

Закон о масс-медиа допускает нечестную конкуренцию

ПРОГРЕССИВНАЯ, как раньше писали, общественность была потрясена – против продления закона о господдержке СМИ (в первом чтении) выступили депутаты Госдумы от демократического лагеря: Сергей Ковалев, Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Юрий Щекочихин… В то же самое время председатель нижней палаты коммунист Геннадий Селезнев пообещал журналистам заступиться за “четвертую власть” и поддержать злополучный закон, срок действия которого истекает 1 января 1999 года. Неужели товарищи из КПРФ, которым всегда крепко доставалось от СМИ, оказались более цивилизованными, чем их коллеги по “Яблоку”? Все оказалось тривиальнее. Ни Явлинский, ни Щекочихин, ни все остальные демократы, коих отдельные расторопные газетчики поторопились вывести на своих страницах как подлых ренегатов, не меняли своей позиции по отношению к свободе слова. Случилась, как это часто бывает, накладка, когда думский компьютер, подсчитывающий голоса, поданные “за” и “против” закона, ошибся, записав в стан душителей прессы ее защитников. По этому поводу председатель думского Комитета по информационной политике и связи Олег Финько уже принес свои извинения тем изданиям, которые оповестили своих читателей о столь странном голосовании. В итоге на прошлой неделе голосование прошло – сразу во втором и третьем чтении – как и предполагалось: депутаты 321 голосом поддержали продление закона “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации”.

Из эпохи залоговых аукционов

ВПРОЧЕМ, сие законодательное творение господина Полторанина сотоварищи отнюдь не столь безупречно, как может показаться на первый взгляд. Скорее его можно именовать законом “О федеральной бюджетной поддержке СМИ и книгоиздании и особенностях приватизации федеральных государственных издательств и полиграфических предприятий”, ибо, по замыслу авторов, он освобождает СМИ от уплаты НДС с оборота по реализации своей продукции и связанных с этим промежуточных услуг, от уплаты таможенных пошлин и сборов и сборов, касающихся экспорта и импорта, а также, приравнивая масс-медиа одновременно к учреждениям культуры и бюджетным организациям, дает значительные поблажки в качестве арендаторов недвижимости и пользователей почтой, телефоном и телеграфом.

Упомянутые льготы распространяются на “продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, а также редакционную, издательскую и полиграфическую деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой, газетной и журнальной продукции”. При этом разработчики закона, повторив в ст.1 слово в слово целых 5(!)дефиниций из “базового” закона о СМИ, так и не удосужились четко прописать, что же они конкретно имеют в виду под “ПРОДУКЦИЕЙ, СВЯЗАННОЙ с образованием, наукой и культурой” или под “РЕДАКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ”. Любопытна также увязка закона о господдержке с законом о рекламе. Последний, в частности, накладывает 40-процентное ограничение рекламных объявлений от общего объема печатного издания, для того чтобы отделить “овец” от “козлищ”. Иными словами, общественно-политические издания от рекламно-эротических, которым льготы не положены по определению.

Немудрено, что столь “лакомый” закон, да еще в эпоху залоговых аукционов, привлек к себе немалое количество финансовых групп, которые получили полное право, покупая то ли иное СМИ, прокручивать через него немалые деньги.

“Игрушки, изображающие животных”

В ИТОГЕ получилось, что экономическая деятельность СМИ – сфера ничуть не более прозрачная, чем, скажем, банковская. И просачивающаяся информация свидетельствует, что механизм льгот служит во многих случаях вовсе не для читателей и зрителей. Телерадиокомпания “Мир”, учрежденная странами СНГ, за один только 1996 год, пользуясь разнообразными льготами, наторговала сливочным маслом, духами, колготками, женской кожаной обувью, “игрушками, изображающими животных и других существ, кроме людей”, на общую сумму 245098062 доллара. Получив в 1997 году из бюджетов государств-учредителей (исключая Россию 4609000 долларов). При этом руководство компании регулярно жалуется на недофинансирование и задерживает зарплату сотрудникам.

Напомним тем, кто не знает, что “Мир” производит всего 45 минут эфира в день.

Прозрачность

НЕ СЕКРЕТ, что СМИ, как и все остальные “отрасли народного хозяйства”, находятся сейчас в тяжелейшем положении и нуждаются в законодательной поддержке. Но только не в такой, какую мы имеем в данный момент. Странно предоставлять льготы и честным СМИ, пытающимся жить только на рынке информации, и тем, кто прикрывает отдельными изданиями свои истинные финансовые интересы. Необходимо предельно конкретно прописать механизм производственно-хозяйственной деятельности редакций, в частности, расходную часть внутренних бюджетов, что позволит руководителям солидных СМИ и их политическим и финансовым партнерам уменьшить зависимость и даже страх перед “наездами” налоговых органов, которые нередко пользуются наводкой недобросовестных конкурентов.

Хочет ли свободная пресса зарабатывать или жаждет льгот? Дай ответ. Не дает ответа.


назад