Газеты и журналы > Регионы > Комок

Император Сибири

Досье "МН":

Издательский дом "Империум" образован в 1990 году. С 1992 года издает газету "Комок" в Красноярске тиражом 60 тысяч экземпляров (124 страницы)" с 1995 года в Омске тиражом 70 тыс. (68 стр.), с 1997 года в Новосибирске тиражом 60 тыс. (92 стр.). Судя по результатам опросов, проведенных несколькими социологическими службами, газета "держит" около 40 проц. рынка печатной рекламы в Красноярске, около 20 проц, - в Омске, около 7 проц, - в Новосибирске. Президент ИД 32-летний Павел Лоскутов некоторое время учился в Красноярском педагогическом институте, потом в университете по специальности "журналистика". В 1990 году создал издательско-книготорговый кооператив "Ардис", который позже превратился в Издательский дом "Империум".

"Комок" - самое дорогое, самое толстое и самое раскупаемое в Сибири издание. Хотя на сибирском печатном рынке так же тесно, как и на московском. Хозяин "Комка" - Павел Лоскутов - о составляющих бизнес-успеха в интервью с Алексеем Панкиным, редактором журнала "Среда".

- Существует мнение, что издание газет в России является делом убыточным и что газеты, претендующие на освещение широкого круга тем, обречены быть при ком-то или при чем-то: на дотации либо у государства, либо у бизнеса, или заниматься побочной коммерцией.

- Действительно, мнение о заведомой убыточности существует, хотя постепенно рождается и понимание, что бизнес СМИ - по сути, очень прибыльный бизнес. Поначалу, когда "Комок" только появился, ему пришлось конкурировать с государственными изданиями, которые на тот момент в Красноярске были очень тиражными, очень важными, очень скучными и очень финансово затратными.

- А почему вам самим было не воспользоваться тогдашней государственной щедростью?

- Газета, которую пришлось бы выпускать в "бюджетном" случае, уже не была бы интересной, и, как следствие, было бы достаточно скучно ею заниматься. "Комок" задумывался как газета рекламы и бесплатных частных объявлений, которая должна была продвигать множество других конкретных коммерческих проектов. Однако "Комок" "скомкал" наши планы. Начав выходить раз в неделю, он моментально пошел "на ура". Объем его увеличивался чуть ли не в геометрической прогрессии от номера к номеру, с четырехполоски первого номера до 32 страниц уже через несколько недель.
Но, увы, опасность подстерегала с другой стороны. Коммерческое опьянение той поры на какое-то время чуть ли не всех работоспособных людей отправило в предпринимательство. Обещая быстро, за сделку-друтую, превратить всех в миллионеров, оно и с нами сыграло дурную шутку! Рынок быстро показал каждому, кто чего стоит без образования, без системного подхода, без управленческого учета, кадровой политики, планирования, бюджетов… Вот и мы полетели в тартарары. Чтобы загасить кредиты в одном банке, приходилось брать кредиты под еще более высокие проценты в другом, эта система завертелась, долги пухли, состояние мое было, наверное, адекватным ситуации.
Процесс делового взросления и фирмы, и меня как руководителя был достаточно болезненным, но, слава Богу, стремительным. Стали считать затраты, стали более жесткими на переговорах, стали изучать рынок... Мы превратились в Издательский дом, который взялся за развитие газеты, довел ее до нынешних 124 полос и семи тематических тетрадок и быстро стал весьма прибыльным предприятием. Сегодня газета "Комок" во всех городах - по сути, самая дорогая газета. В Красноярске цена за 124-страничную газету составляет 4,5 рубля - столько в Москве может стоить 24-страничная газета. А для регионов - это потолок. Но и этот потолок очень прибылен на ИД.

- Что подвигло "Комок" на экспансию в другие регионы? Почему выбрали именно Омск и Новосибирск? Как изучали рынок, прежде чем принять решение?

- Экспансия в другие регионы началась по двум причинам. Первая - азбучная: с увеличением объемов производства затраты сокращаются. А если тираж газеты, окажем, в Красноярске достиг своего потолка, будет достаточно логичным продолжать его наращивать за счет других регионов. Другая причина - ходоки, которые приезжают из других регионов покупать оптом нашу газету. Эти ходоки, наверное, и стали ускорителями нашего появления в других городах.
Омск и Новосибирск появились достаточно осознано. Сначала собирали информацию. В течение какого-то времени в еженедельном режиме обрабатывались газеты этих регионов, создавалась модель "Комка" именно для данного региона, анализировались рекламные рынки этих городов, подыскивались кадры. Хотя сейчас, спустя какое-то время, этот "анализ" представляется мне очень поверхностным.

- Почему, по вашему мнению, в региональной экспансии лидируют пока столичные издания? Ведь "Комок" пока единственная в России немосковская газетная цепь! Ожидаете ли вы, что и другие "провинциалы" последуют вашему примеру и начнут экспансию за пределы своих регионов?

- Вообще-то три года - это тоже еще не газетная цепь. Хотя бы был десяток… Почему лидируют московские издания? Столица всегда развивалась быстрее, а сейчас московские финансовые и издательские круги не могут не хотеть вернуть влияние центральной прессы на умы регионов. Особенно в преддверии выборов 1999 и 2000 годов. Поэтому натиск московских изданий на регионы в ближайшее время станет тотальным. Начнется скупка изданий, как это уже происходит с телекомпаниями. Это естественный процесс, и регионам нужно быть к этому готовыми. Другое дело, что москвичи идут по достаточно жесткому шаблону - вот наша газета, ничего в ней не трогать, ничего не изменять, вставляйте вашу вкладку и делайте там, по сути, что хотите, только обеспечьте нам тираж и иногда какие-нибудь копейки от рекламы. Такой подход не превращает московскую газету в местную, она так и остается чужой, а местная вкладка обычно не соответствует ни качеству, ни политике, ни дизайну основной газеты. Смешно наблюдать, когда в московской части издания идет статья с критикой местных властей, а в местной вкладке тем же властям воздают хвалу. Но с другой стороны, такую экспансию не нужно готовить месяцами. Прилетел, выбрал партнера, пусть он всем занимается. В результате - тираж, который и нужен к выборам. В нашей региональной модели полос любая статья, рубрика могут изменяться с учетом специфики данного города. Ожидаем ли мы экспансии других "провинциалов"? Мир не без умных людей.

- В тех цепях, которые создаются московскими изданиями, существуют разные модели управления. "АиФ", например, очень жестко контролирует содержательную и коммерческую деятельность своих филиалов, "КП" предоставляет большую самостоятельность. Как устроена ваша цепь?

- Достаточно жестко. С самого начала мы не хотели повторять ошибок других изданий, которые быстро раздали свое имя и свою модель по регионам, а затем так же скоро стали терять все. Поэтому у нас четкая централизация. Все модели газеты верстаются в центре (для нас это Красноярск). Здесь же находятся региональные редакторы, которые производят привязку издания к региону. Вырабатываются шаблоны всей деятельности ИД в регионах, от газетной верстки до образцов договоров на рекламу. Утверждается штатное расписание, начисляются зарплаты, выдаются кредиты и т.д. Все это - в центре. Нет и распределения доходов между филиалами и центром. Поскольку нет и отдельно обособленных самостоятельных филиалов. Есть единый издательский дом, который достаточно широко расположен территориально.

- Кого вы считаете своим главным конкурентом на рынках тех городов, в которых работаете?

- Трудно конкурировать с местными изданиями, все еще находящимися на довольствии властей и за счет этого поддерживающими крайне низкие цены на свои газеты. Большой проблемой все еще остается пиратство других газет. У нас достаточно большой кусок прибыли идет на оплату большого количества авторов по всей России, а во многих региональных газетах еще, похоже, и не слышали, что такое авторское право.

- Конкуренты, в свою очередь, обвиняют "Комок" в нарушении авторско-правовых норм, однако, насколько мне известно, ни одного иска предъявлено не было. Как вам удается ходить по лезвию ножа?

- Да, действительно, в свое время "Комок" начинался во многом как дайджест центральных изданий. Тогда это было и модно, и простительно. Но уже довольно давно мы четко отслеживаем вопросы авторских прав. Без этого нельзя и думать о том, чтобы представлять из себя издание, готовящееся к экспансии в другие регионы. Другое дело, что у нас действительно можно найти статьи известных авторов, которые появляются и в некоторых московских изданиях. Но в данном случае по договоренности с автором у "Комка" - право первой ночи, то есть сначала материал появляется в "Комке", а затем автор вправе предложить его московским изданиям.

- В России информационный бизнес очень тесно переплетен с политикой. Даже такие компании, как НТВ, не могут шагу ступить на региональных рынках, не согласовав своих действий с местными властями, чаще всего с губернаторами, и не "расплатившись" в какой-то форме за возможность взять в партнеры региональную станцию. Как складываются у вас отношения с властями регионов, где вы действуете?

- По большому счету все зависит от личности губернатора в регионе. Если он достаточно силен и имеет определенные убеждения, то, конечно, приходится и считаться, порой договариваться, а порой спорить. Другое дело, когда вступают в силу личные вкусы. Тогда трудно взывать к разуму. Поэтому, наверное, не везде "Комку" симпатизируют власти, и наоборот. Однако есть интересные проекты, скажем, существует совместная с краевыми властями газета. Здесь роль нашего издательского дома - редакционная работа и дизайн. Власть - заказчик и распорядитель. Обе стороны довольны.

- Участвует ли "Комок" в избирательной кампании в Красноярске? Если да, то на чьей стороне?

- Мы не поддерживаем кого-то явно, хотя, конечно, у нас есть симпатии и антипатии. Наверное, нам трудно было бы поддержать такие кандидатуры, которые одним из первых своих решений, скажем, ликвидируют независимость прессы на подчиненной им территории. Подробный рассказ о красноярском медиа-княжестве - в майском, номере журнала "Среда".


назад