Газеты и журналы > Питер > Ситуация на газетном рынке Петербурга:

Лучше бы меньше, да лучше

По данным Северо-Западного регионального управления по печати, сегодня в Петербурге зарегистрировано 1466 газет, 1093 журнала, 239 информационных агентств и 481 телерадиопрограмма. Что касается печатных СМИ, то в городе зарегистрировано 970 общественно-политических газет, 511 — рекламных, 130 — бесплатных. Общий тираж печатных изданий превышает 2 миллиона экземпляров, то есть на каждого второго жителя города на Неве приходится по газете. По западным меркам, это очень много. Как это ни покажется для нас странным, но для государств с развитыми рыночными отношениями нормой является наличие в крупном городе одной, максимум двух ежедневных газет. Свыше считается перебором и зачастую рассматривается как повод для того, чтобы раструбить на всю округу о кризисе на газетном рынке. Поэтому если сравнивать Петербург с каким-нибудь западным городом, то можно сказать, что у нас уже давным-давно хронический газетный кризис. Но, несмотря на это, в Петербурге каждую неделю Северо-Западным региональным управлением по печати регистрируется порядка 15—20 новых СМИ. Почему сложилась такая ситуация на газетном рынке Петербурга, “ПЧП” попросил прокомментировать начальника Северо-западного регионального управления Госкомпечати Юрия ТРЕТЬЯКОВА.

— С чем связано такое огромное число зарегистрированных газет в Петербурге и насколько указанная вашим ведомством цифра совпадает с действительностью, то есть все ли зарегистрированные газеты выходят?

— На мой взгляд, в городе очень много газет. Но при этом я не наблюдаю кризиса на газетном рынке. Кризис был бы в том случае, если бы в городе выходило очень мало газет. Фактически выходит 80 процентов зарегистрированных газет. Дело в том, что по принятому в 1991 году закону о СМИ сегодня любой может прийти, заплатить 400 рублей и зарегистрировать газету. По закону, я не могу потребовать, например, паспортные данные у того, кто регистрирует газету. Устав газеты я могу потребовать только в течение трех месяцев со дня выхода первого номера. А первый номер газеты может выйти аж через год. Учитывая также и то, что наша страна с недавних пор находится в перманентном состоянии выборов, газеты регистрируются постоянно. Честно говоря, я считал, что после 17 августа в городе произойдет изменение количества газет. Да, произошло. Но только в сторону увеличения количества изданий. Смотрите сами, я лишь приведу некоторые цифры. В сентябре прошлого года было зарегистрировано 14 газет, в октябре — 37, ноябре — 23, декабре — 28, январе этого года — 26, феврале — 34, марте — 33.

— Каких изданий — “желтых”, рекламных, общественно-политических — регистрируется больше?

— Несмотря на огромное количество СМИ, на газетном рынке Петербурга существует баланс изданий. Мне нравится, что в нашем городе не так много “желтых” изданий. В последнее время в основном регистрируют три типа изданий — общественно-политические, рекламные и узкоспециальные. Среди них преобладают рекламные газеты.

— На ваш взгляд, удалось ли нынешнему председателю Городского комитета по печати и связям с общественностью Александру Потехину воплотить в жизнь свою идею, согласно которой предполагалось проводить политику активного внедрения бесплатных и “желтых” газет? Тогда, помнится, был придуман лозунг: “Одна бесплатная газета заменит семь платных”.

— Бесспорно, за время руководства Потехина городским Комитетом по печати в Петербурге увеличилось количество бесплатных газет. Но, на мой взгляд, это произошло не только в силу того, что Комитет по печати проводил такую политику. Здесь многое совпало с духом времени: выборы, бизнес. Сейчас принято, чтобы за каждой газетой кто-то стоял — банки, политические партии, власть, криминальные структуры. Иначе говоря, стало чуть ли не обязательным для мало-мальской структуры иметь свой информационный орган. От них-то и пошел большой выхлоп бесплатных газет, которые, в отличие от бесплатных рекламных изданий, неокупаемы. Понятно, что эти газеты выполняют определенный заказ. Что касается идеи Александра Потехина, то, на мой взгляд, если бы бесплатные газеты действительно информировали читателей о том, что делают городские власти, как это отразится на жизни простых горожан и т. п., то думаю, что польза бы от этого, несомненно, была.

— В чем тогда, на ваш взгляд, заключается специфика деятельности общественно-политических газет города, которые, как известно, в большинстве своем тоже себя не окупают?

— Почти все петербургские общественно-политические газеты живут исключительно за счет дотаций. Многие из них — “Смена”, “Вечерний Петербург”, “Невское время”, “Санкт-Петербургские ведомости” — стали газетной классикой нашего города. У каждой из них есть своя читательская ниша, и вряд ли она куда-нибудь денется. Это уже традиция.

— Не кажется ли вам, что эта “традиция” лежит тяжелым бременем на газетном рынке города из-за того, что кому-то очень выгодно поддерживать миф о влиятельности “классических” газет на общественное мнение Петербурга? При этом по данным различных социологических исследований известно, что по степени информационного влияния они уже давно уступают еженедельникам и московским газетам. В связи с этим складывается впечатление, что в Петербурге отсутствуют условия справедливой конкуренции. Так ли это?

— На мой взгляд, в городе существует колоссальная конкуренция между газетами. Когда я читаю газеты, то вижу, как одни и те же материалы подаются совершенно по-разному. Чему верить — непонятно. Недавно начался конфликт между газетами “Метро” и “Смена-метро”, мало того что они распространяются в одном месте, у них схожие названия. Вот и идет между ними борьба за читателя. Разве это не конкуренция?

— Не так давно вы объявили о начале борьбы за “честный тираж”. Удалось ли вам добиться того, чтобы написанные тиражи соответствовали действительности?

— Думаю, что удалось. Если в 1997 году около 80% изданий указывали явно завышенный тираж, то теперь это явление носит эпизодический характер. Например, в марте этого года я сделал всего десять предупреждений редакторам газет, завысивших тираж своего издания.

— Какой тираж является наиболее оптимальным для общественно-политической газеты города, по-вашему?

— В пределах 10—20 тысяч. Если больше, то деньги будут пущены на ветер.

— Может ли в ближайшее время измениться ситуация на газетном рынке Петербурга? Если да, то чем это будет вызвано?

— Настала пора менять закон о СМИ. Но думаю, что вряд ли в ближайшее время будет принят новый закон о СМИ. Лицензия на издательство и полиграфическую деятельность дается на пять лет. По нынешнему закону свидетельство о регистрации СМИ дается навечно. Приостановить действие лицензии можно только через суд. Но для этого мне необходимо представить суду учредителей издания, с которым идет разбирательство. В свою очередь, учредители, как правило, указывают в регистрационных данных липовые адреса. Или что такое штраф? Это любой главный редактор вытащит двести рублей и заплатит. Пока мы не можем ничего сделать.

Беседу вела Ольга ДРАМАРЕЦКАЯ


назад