Газеты и журналы > Питер > Ситуация на газетном рынке Петербурга:

Для того чтобы читать бесплатные газеты, надо быть богатым

Зачем люди читают газеты? Естественно, чтобы получать информацию. Но какую?

Хотя у нас сейчас государственной цензуры вроде бы и нет, на самом деле содержание газет в большей степени зависит от политики (позиции) издателей. Причем определяющим зачастую становится мнение не коллектива журналистов, делающих газету, а ее владельцев, то есть тех, кто вкладывает в газету деньги.

Поэтому спектр газетной продукции широк: от выразителей крайне левых взглядов до крайне правых; от эротики до политики; от развлекательного чтива до деловых обозрений и сложной аналитики; в одних изданиях даются одни оценки ситуации, в других могут присутствовать прямо противоположные либо вообще информация на ту или иную тему отсутствует.

В принципе можно выбрать любое издание по своему вкусу. Однако свобода выбора газетной продукции весьма эфемерна: нам только кажется, что в своем выборе мы абсолютно свободны. Хотим того или нет, но зачастую мы потребляем информацию, за которую то собственной воле и гроша ломаного бы не дали. Все дело в том, что за последние несколько лет на газетном рынке Петербурга, произошли большие изменения, и связаны они с вторжением огромного количества бесплатных изданий. Это не только рекламоносители. Большинство из бесплатных изданий пытаются играть на том же информационном поле, что и ежедневные общегородские (и даже общероссийские) газеты.

Экспансия бесплатных изданий во многом связана с изменением уровня жизни населения. Большинство тех, кто ранее подписывался на 2—3 газеты, теперь с трудом могут позволить себе только одну. А многие по причине бедности вообще, как известно, довольствуются чтением бесплатных газет.

С другой стороны, распространение бесплатных изданий (кто теперь их только не издает — турфирмы, магазины, банки, районная и городская администрации и т. д.) связано с быстротой и простотой пути прохождения информации от производителя (издателя) к потребителю (читателю). Стоит только протянуть руку в свой почтовый ящик и достать то, что там лежит, либо не выбрасывать то что дали в метро или на улице. Это самые простые способы доставки информации.

Конечно, есть и более сложный путь распространения бесплатной информации, требующий некоторых усилий как со стороны издателей, так и со стороны потенциальных читателей. Речь идет о доставке достаточно специализированных изданий, рассчитанных на определенные целевые группы — людей с достатком, которые бывают в бутиках, международных авиакассах, супермаркетах, ресторанах и т. п. Но, как правило, такие издания в газетных рейтингах не входят в десятку наиболее читаемых, поскольку в сипу своей специфики не рассчитаны на массового читателя.

Ныне правят бал те бесплатные издания, которые читатель регулярно получает в почтовых ящиках. Мало того, заботливые издатели любезно просят получателей в случае отсутствия очередного номера обязательно сообщать об этом.

Так, по данным мартовского исследования фирмы “Экро”, в число 15 наиболее популярных изданий Петербурга входят: “Центр-плюс” (1-е место), “Петровский курьер” (2-е место), “Экстра-Балт” (3-е место), “Метро” (7-е место), “Асток-пресс” (8-е место), “Привет, Петербург”, (13-е место), “Утро Петербурга” (15-е место). В чем же заключается причина любви к бесплатным многотиражным изданиям, помимо того, что их можно беспрепятственно получить? Мне думается — в специфике читательской аудитории этих изданий. Дело в том, что бесплатные издания читает как раз тот электорат, те избиратели, которые пришли осенью 1998 года на выборы в ЗакС и которые, как выяснилось, в большой степени управляемы и подвергаются манипуляциям и влиянию со стороны СМИ, властей, людей, желающих занять во власти хоть какое-то место. Ибо бесплатные газеты по охвату избирателей подобны листовкам.

Многочисленные социологические исследования, в том числе проведенные социологами Института социологии РАН, показали, что фактически судьбу выборов решили такие социальные категории, как женщины, пожилые люди, люди со средним образованием, имеющие, как правило, доход около 670 рублей в месяц. Перевес этих категорий избирателей на всех избирательных участках города был значительным. Интересно, что читатели (в основном подписчики ежедневных общегородских газет) значительно внимательнее подходят к Отбору и оценке потребляемой ими информации, способны более четко оценить какую-либо ситуацию.

Так, среди читателей “Петровского курьера” и “Асток-пресс” 66 процентов — женщины. У газеты “Утро Петербурга” 60 процентов читателей тоже женщины. В этой же газете, которую, как известно, издает городская администрация, 80 процентов читателей — люди старше 45 лет, в том числе пенсионеры. В “Петровском курьере” — каждый седьмой читатель не имеет среднего образования.

Доходы “бесплатных” читателей на общем фоне чрезвычайно низки. Так, до 69 процентов таких читателей, опрошенных в марте этого года фирмой “Экро”, оценивали свои доходы как низкие или очень низкие. Доходы выше среднего не имел никто из опрошенных. И только лишь каждый пятый респондент сказал, что имеет средний доход.

По данным социологов РАН, в марте в Петербурге средний доход на одного человека в семье равнялся примерно 900 рублям. В то же время около 40 процентов читателей бесплатных газет имеют доходы ниже 500 рублей на человека в семье. Самая бедная читательская аудитория имеющая доход ниже 300 рублей в месяц, у таких газет, как “Привет, Петербург” (18%), “Асток-пресс” (14%), “Метро” (10%), “Петровский курьер” (8%).

Таким образом, анализируя весь газетно-издательский рынок, можно сказать, что читатели с более высоким уровнем образования и дохода все-таки предпочитают читать издания, которые имеют реальную стоимость. Иначе говоря, они читают платные издания, считая, что, заплатив деньги, делают собственный выбор в пользу той или иной информации. Эти читатели могут и не чураться бесплатных продуктов. Но они, как показывает анализ, составляют лишь ту аудиторию, которую называют “переменной”.

В то же время поддержка и расширение рынка бесплатной информационной прессы в нашем городе сегодня проблематична. Этот сегмент рынка близок к насыщению либо уже достиг этой стадии. Дело в том, что бесплатные издания, как известно, существуют за счет рекламы. А какой смысл в огромном потоке рекламы через бесплатные газеты, если основная масса их читателей находится на пороге бедности и нищеты?

Татьяна ПРОТАСЕНКО


назад