Газеты и журналы > Питер > Ситуация на газетном рынке Петербурга:

"Питерские "программки": Боливар не вынесет двоих"

Конкурентная борьба на просторах рыночной России, в частности не менее рыночного Питера, стала порой приобретать совершенно невиданные формы...

У основной "телевизионной" газеты города, существующей около 40 лет, известной широким слоям петербургского народонаселения под кодовым названием "программка", а официально носящей имя "Телевидение. Радио - программы передач", незадолго до Нового года появился двойник. Эта история оборачивается сейчас жуткой путаницей и грядущим судебным разбирательством.

Стала выходить газета, также печатающая телепрограммы и программы радиопередач, анонсы, теленовости и т. д., и т. п. В желании сыграть на той неизменной популярности, которой пользуется у российских граждан телевидение, на том, что телепрограммка является предметом первой необходимости и обязательным аксессуаром любого жилища, нет ничего плохого. Достоинства и недостатки газеты "Телевидение. Радио" мы тоже сейчас не собираемся обсуждать. Нет пределов для совершенства, и если кто-то предложит питерскому потребителю новый товар, который окажется много лучше старого, потребитель от этого только выиграет. Такие попытки надо всячески приветствовать. Вопрос совершенно в другом...

Новая газета называется... как-то уж слишком похоже на старую - "Программа передач телевидения и радио". Но и это еще не все. Взглянем на дизайн заголовка, оформление всей первой полосы. Такой же темный прямоугольник вверху, в который вписан заголовок... Такое же белое окошко на темном прямоугольнике справа, где размещаются номер выпуска и дата. Материалы первой полосы сверстаны по тому же принципу; так же перемежаются двумя-тремя (не больше и не меньше) фотографиями такого же небольшого размера. При беглом взгляде возникает ощущение полной идентичности с той, 40-летней знакомой газетой. Не странно ли это? Как правило, когда новая структура заявляет себя на рынке, она старается как можно резче отличить себя от уже существующих конкурентов, сразу заявить: "Мы - новые, мы - другие!" Не логично ли предположить, что сходство смоделировано "новичками" специально? Чтоб читатель (во всяком случае в первый момент - именно в момент покупки) как раз и подумал, что берет старую, знакомую газету?

Главный редактор "Телевидения. Радио" Ефим Салита железно уверен, что мы имеем дело с редким случаем "паразитирования на чужой марке, а по сути - обыкновенным обманом".

- В русской журналистике такого еще не было, - говорит Ефим Салита. - Я лично сталкивался только с одним подобным случаем: фашисты во время войны распространяли в России свои листки под видом газеты "Правда". С первого взгляда это была вылитая "Правда". Только начиная вчитываться, человек понимал, что ему попала в руки совсем другая газета.

Ефим Салита также утверждает, что новая газета специально перекрещивает каналы распространения с "Телевидением. Радио". "Порой они даже кладут нашу газету поверх пачки своей... О чем думал регистрационный орган (а это издание официально зарегистрировано!), выдавая разрешение на выход газеты с таким названием? Думал ли о том, какая путаница возникнет? Как люди в конце концов будут подписываться?"

Так или иначе, но факт путаницы налицо. Рядовой читатель не запоминает такие тонкости, как порядок слов в названии. На данный момент люди просто перестали понимать, какую именно из двух газет они покупают в очередной раз. Самая же страшная неразбериха возникла действительно. при подписке. Приходя на почту, народ просил сообщить ему подписной индекс программки. Ну ему и сообщали... Только не тот, какой имел в виду человек, задавая вопрос.

По словам Ефима Салиты, с начала выхода двойника "Телевидение. Радио" потеряла в тираже "пока немного - 30 тысяч экземпляров". Тем не менее "Телевидение. Радио" настроена весьма решительно. Перед самым Новым годом было начато предсудебное разбирательство с "Программами передач телевидения и радио" - в новую газету послали претензионное письмо. После праздников пришел ответ: "новички" считают свои действия правомочными во всех отношениях. Теперь "Телевидение. Радио" (а вернее - ее издатель, полиграфический комплекс "Лениздат") подает иск в арбитраж. Податель иска собирается оспаривать сразу несколько моментов в деятельности новой газеты, но прежде всего акцентировать внимание судебной инстанции на крайней близости звучания и дизайна заголовков.

То, что старая "программка" выиграет этот суд (если, конечно, такой состоится), отнюдь не бесспорно. Заголовок-то "новички" не скопировали тик в тик, слова все же переставили… Бывает не так уж редко, что совершенно абсурдные с точки зрения логики ситуации с точки зрения закона признаются нормальными.

Елена КРОМ


назад