Газеты и журналы > Питер > Ситуация на газетном рынке Петербурга:

Торговцы прессой мечтают стать операторами рынка

Розничная продажа газет и журналов в Петербурге живет бурной, насыщенной жизнью. Крупные фирмы, имеющие десятки розничных точек, становятся еще крупнее за счет вливания мелких. Однако конкурентная борьба проявляется на небольшом количестве самых раскрученных мест торговли.

Эти места находятся вблизи станций метро и у перекрестков оживленных городских магистралей. Там много продавцов, имеющих на прилавках почти идентичный ассортимент периодики.

В то же время петербургские распространители не заинтересованы в появлении новых наименований и освоении новых мест продаж. Они жалуются на огромный наплыв "желтой" и агитационной политической прессы, общедоступность низкопробных изданий. Но признают, что именно эта продукция пользуется спросом у читателей.

Окрепнем в борьбе

Конкуренция среди распространителей игроками также оценивается как сильная. Лишь "Балтийская пресса" и одни из ее учредителей, "Метропресс", придерживаются иной оценки. В последней фирме считают, что заполнен только рынок метрополитена и развиваться там дальше некуда. Однако город им видится абсолютно не насыщенным распространением печатной продукции и большая часть рынка - неохваченной. Некоторые небольшие компании считают, что рынок распространения печатной продукции находится в зачаточном состоянии, а причины этого в том, что занимающиеся этим организации не понимают специфику продаваемого товара, подходя к продажам периодики как к продукту питания, не отрабатывая технологии продвижения изданий и единую цепочку издатель - распространитель. О подходе к бизнесу некоторых фирм, занимающихся продажей изданий, говорит и то, что у них нет ни офиса, ни факса.

Внешние факторы

Между тем игроки рынка не прочь поискать причины своей неорганизованности в происках третьих лиц. "Метропресс" еще не вполне пришел в себя после действий администрации города по закрытию киосков в метрополитене в ходе программы по предотвращению террактов. Один из крупнейших поставщиков газет - "Петербург-Экспресс" сетует на нежелание издателей предоставлять продукцию на реализацию. В фирме считают, что те "стремятся сбыть распространителю большую часть тиража без возможности возврата неразошедшейся продукции". Вера Маслова, начальник коммерческого отдела "Роспечати", указывает на бухгалтерские проблемы: сложная схема налогообложения отнимает массу времени у киоскеров, вынужденных составлять множество отчетов, отвлекаясь от непосредственной работы. Огорчает и отсутствие льгот на аренду земельных участков под газетные киоски - их количество снижается, теснят конкуренты, а администрация города не желает предоставлять льготы на аренду, видимо не считая область дистрибуции СМИ приоритетным для развития направлением.

Союз издателей и распространителей (СИиР) видит причины возможных неудач в пассивности собственных сотрудников, а не в происках конкурентов: "надо самим работать активнее, и все получится". В пример приводится история с районом Колпино, который СИиР увел у не справившейся с поддержкой там сети киосков "Роспечати". В отличие от остальных распространителей, СИиР не жалуется на администрацию города, а, наоборот, ощущает сильную поддержку вице-губернатора Александра Потехина.

Реалии

Однако пока никто не пошел дальше стандартизации и улучшения внешнего вида и техоснащения торговых точек. Фонд Сороса выдал грант "Балтийской прессе" на обследование рынка распространения в Петербурге. По словам Марины Барановой, исполнительного директора "Балтийской прессы", наиболее крупные операторы рынка осознали необходимость движения в сторону качественной сегментации точек в своих сетях, но пока все их силы тратятся на решение технических проблем.

Вячеслав Максимов


назад