Газеты и журналы > Питер > Ситуация на газетном рынке Петербурга:

Газетный кризис обойдется в три миллиарда

В конце прошлой недели Государственный газетный комплекс (ГГК) отказался печатать очередные номера “Смены” и “Часа пик”.

Столь решительные действия типография предприняла после того, как неудачей завершились ее попытки погасить задолженность газет — более 2 млрд рублей — “мирным” путем.

Руководство ГГК распространило заявление, в котором сообщает, что комплекс “находится на грани остановки и... оказался среди предприятий, не имеющих возможности уплатить налоги и другие обязательные платежи в бюджет”. Главный редактор газеты “Смена” Сергей Балуев в беседе с корреспондентом “ДП” заметил, что наличие долгов перед ГТК он не считает поводом для паники. “Перетекающий долг из месяца в месяц — это нормально, и если бы должников было, предположим, всего два, то подобная ситуация не сложилась бы”.

Власти вмешались

Точки над “i” поставил Комитет по связям с общественностью администрации Петербурга, который в своем заявлении среди причин кризиса назвал тяжелое положение российской экономики, рост цен, а также “недостаточно профессиональный менеджмент ряда петербургских газет”.

Смольный припомнил, что “городские власти неоднократно оказывали средствам массовой информации финансовую поддержку. В 1996 году, в частности, им было выделено около 3 млрд рублей, предоставлены существенные льготы по оплате аренды помещений”.

В городской администрации прекрасно помнят о весьма сложном финансовом положении Петербурга — суммарный долг составляет более 3 трлн рублей, и очередные миллиарды на помощь погибающей прессе изыскать непросто. Серия переговоров с участием руководства газет и представителей городской администрации привела к удовлетворяющим и газеты, и ГТК решениям: исполнительная власть вновь готова выделить 3 млрд рублей из резервного фонда, если это разрешит законодательная власть.

Эта сумма будет выделена как в виде прямой помощи, так и в качестве зачета за долги газет, предоставления различного рода льгот для самих изданий, инвесторов и спонсоров.

Кто и как будет контролировать использование очередной дотации — пока неизвестно.

Справка ДП

Газеты крайне неохотно реагировали на запросы “ДП” относительно их бюджета. Из пята газет-должников на контакт пошел лишь главный редактор “Смены” Сергей Балуев. Он сообщил, что в среднем в месяц “Смена” тратит около 110-120 млн рублей только на оплату полиграфических услуг. Производство одного номера “Смены”, с учетом всех затрат (налоги, зарплата, полиграфия, доставка и т.д.), обходится примерно в 27 млн рублей. Приблизительно такой же уровень расходов и у остальных ежедневных изданий.

(ДП)

Комментарии специалистов

Константин Сухенко, директор ИД “Шанс”

В развитых странах не бывает по пять больших городских газет. Поэтому то, что сейчас происходит в Петербурге, — нормальный конкурентный процесс: какая-то из газет становится лидером, какая-то — аутсайдером.

Сокращение количества крупных ежедневных городских газет — объективный процесс, как ни трудно это признавать. Эти газеты стали неотъемлемой частью жизни города. И все же, на мой взгляд, спасти все пять изданий не удастся.

Мне кажется, что это не получится, даже если предоставлять им налоговые льготы, другие формы поддержки. Поэтому можно ожидать закрытия одной-двух ежедневных газет. Те из них, которые выживут, в результате только выиграют: к ним придут наиболее профессиональные сотрудники, у них будет больше рекламы и читателей. Не хочу сказать, что газеты, попавшие сегодня в сложное положение, плохие. Причина кризиса — неразвитость рынка и кризис в экономике. Пресса одной из первых принимает на себя последствия этих негативных процессов: уменьшается количество рекламодателей и читателей.

Разговоры о том, что чем меньше газет, тем меньше свободы слова и демократии, некорректны. В конечном счете, кроме газет есть ТВ и радио. И необязательно наличие пяти крупных газет для выражения всего спектра мнений”.

Марина Баканова, президент рекламного агентства “S'ТОР”

“Прежде всего виноваты сами издания, не прилагающие особых усилий для привлечения рекламодателей. Для людей, вкладывающих деньги в рекламу, решающим является соотношение затрат и получаемой эффективности. Что же предлагают издания?

С одной стороны, высокие расценки на размещение, а с другой — неструктурируемая аудитория, увеличить которую им не удается. Кроме того, серьезным препятствием для размещения рекламы в ежедневных газетах является низкий уровень полиграфии. Без риска можно разместить лишь голый текст, в то время как более-менее сложное дизайнерское решение не может быть реализовано.

Все это приводит к тому, что, несмотря на кажущуюся привлекательность ежедневных газет (которая фактически заключается только в степени охвата аудитории), рекламодатели предпочитают использовать другие средства рекламы, эффективность которых более очевидна”.

Валерий Петров, заместитель директора рекламного агентства “ПРАЙМ” по средствам массовой информации

“О популярности ежедневных газет можно судить по объемам рекламы в них. Ни одна ежедневная газета не заботилась раньше о создании рабочей структуры по продаже своих рекламных площадей. Это и положило начало кризису, который мы сегодня наблюдаем.

Отсутствие маркетинга, незнание своей аудитории и потенциальных групп рекламодателей, примитивные действия по привлечению рекламодателей и дали негативный результат.

Долгое время явным лидером на рынке ежедневных газет оставались “СПб ведомости”, но отсутствие отдела маркетинга у газеты, смена нескольких начальников отдела рекламы не привели ни к чему хорошему. Тем не менее у других газет дела шли еще хуже, и “Ведомости” так и остались не явным, но лидером”.

Андрей Надеин, вице-президент РА “Экспресс-сервис”

“Рекламодатели хотят попасть в бесплатные рекламные газеты, рекламные, деловые, еженедельные массовые и периодические издания-справочники”.


назад