СМИ > Цензура и СМИ:

СМИ должны научиться драться по правилам

Госдума РФ обсуждает проект закона о доступе к общественно значимой информа-ции и одновременно готовится принять бюджет, который исключает льготные условия существования СМИ. Одновременно по всей стране журналистские союзы вносят предложения о поправках к Закону о СМИ. Эти и другие вопросы стоят на повестке дня Съезда российских журналистов, который откроется в Москве 23 декабря.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ по определению достойны общественного внимания. Проблемы СМИ волнуют без преувеличения всех, в первую очередь бизнесменов. В России вообще и в Петербурге в частности осталось не так много крупных фирм, которые не учредили бы какой-либо пропагандистский или рекламный листок, подпадающий под положения Закона о СМИ.

Эффективность воздействия на целевую аудиторию в полной мере оценена бизнесом. Однако правила работы СМИ, которые в России сложились почти стихийно, сегодня явно устарели. В том числе устарели законы, которые регулируют работу газет, радио и телевидения. Закон о рекламе и Закон о СМИ противоречит не только наработанной практике. Эти законы вступают в противоречие с Гражданским кодексом. Редакционная политика многих изданий выдумывается на ходу, так как более или менее определенный взгляд на роль СМИ в общественной жизни у многочисленных российских издателей просто отсутствует.

ПООЩРЯЮТ ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ те издания, которые не соблюдают простейших формальных требований, касающихся опубликования тиража. Одним из распространенных нарушений закона стало нарушение требования об отделении рекламы от журналистских публикаций. Нарушители живут спокойно, не замечая, что работают на грани фола. Презирая закон, они находятся на крючке у чиновников, которые в любой момент могут арестовать тираж или запретить выход в эфир.

Издания убаюкивает окружающая обстановка: никаких действий власти не предпринимают. Это напоминает заговор молчания. Чиновники не обращают внимания на якобы критические публикации, СМИ "закрывают глаза" на вопиющие факты чиновничьего мздоимства и самоуправства. Результат - налицо.

НЕ ВЫСТУПАЮТ с критикой власть имущих многие российские СМИ. Поэтому они - в чести. Общий фон устраивает чиновников: им удается поддерживать высокий уровень подчиненности и зависимости прессы. Зависимость СМИ особенно заметна на региональном уровне. "Ведущие" газеты и телеканалы кормятся с руки главы администрации. Местные власти расходуют на поддержку карманных изданий средства налогоплательщиков, нимало не заботясь о том, чтобы редакционная политика контролировалась представителями общественности. И Петербург, и Ленинградская область - яркие представители подобной политики.

С КРИТИКОЙ ВЛАСТИ дела у СМИ обстоят неважно. Учредителям местной малотиражной прессы, среди которых немало административных структур, незнакомо само понятие журналистской деятельности. Им нет нужды заглядывать в Кодекс профессиональной этики российского журналиста, который одобрен Конгрессом журналистов России еще в 1994 году. А там черным по белому записано, что журналист, соблюдая законы, признает только юрисдикцию своих коллег, отвергая любые попытки давления со стороны Правительства, а также кого бы то ни было. Именно такая независимость - залог того, что в регионе не придет к власти местный "пахан".

ПОЗОРЯТ ЗВАНИЕ ЖУРНАЛИСТА те, кто не соблюдает законы профессии. И многие российские СМИ сами виноваты в том, что ими помыкают. Чиновники захватили инициативу и находятся в авангарде урегулирования "вопросов", связанных со СМИ. Власти, а не общественные журналистские сообщества устанавливают "цивилизованные" правила игры "в информацию". Новые законопроекты игнорировали и будут игнорировать роль общественных организаций, которые жестче, нежели любые контролирующие органы, следят за соблюдением коммерческих и этических правил на рынке общественно значимой информации. Если журналистские общественные организации не перехватят законотворческую инициативу, российская пресса продолжит служение группе лиц, которые никогда никаких газет не читают.

РЕДАКЦИЯ


назад