СМИ > Финансы и СМИ:

Печатникам нужен пряник, а не кнут

Если отменить налог на добавленную стоимость, который сейчас взимается с импорта полиграфического оборудования, и не отбирать у издателей их льготы по НДС, всего через несколько лет можно будет резко увеличить поступления в казну. Но российские чиновники предпочитают собирать пусть меньше, но сейчас. И смотреть, как деньги издателей рекой утекают за границу.

В конце 1998 . чиновники и депутаты пытались заставить СМИ платить НДС на напечатанные за границей журналы (а это 250 изданий). Одним из активнейших сторонников этой меры был самарский губернатор Константин Титов, утверждавший, что льготы издателей вредят российским полиграфистам. Впрочем, СМИ быстро объяснили властям, что отмена льгот просто разорит издательства. Ведь отечественной полиграфической базы достаточно для выпуска лишь 10% существующих качественных российских журналов. По крайней мере такую цифру называет генеральный директор издательства "Алмаз-Пресс" Марина Переверзева.

НДС на журналы тогда не ввели.

Между тем действие закона о поддержке СМИ завершается в следующем году, и,по словам руководителя департамента налоговой политики Минфина Александра Иванеева, с января 2002 . никаких налоговых льгот для печатных СМИ все-таки не будет. И снова начнется шумиха об удушении свободной прессы и забвении идеалов демократии. А лоббистские возможности у СМИ уникальные.

Если уж власти хотят поощрить отечественного производителя, а именно полиграфистов, имеет смысл дать полиграфистам такие же льготы, как у издателей, только на ввоз оборудования, которое в России не производится (лидируют в этой отрасли немецкие компании). Как ни странно, государство внакладе не останется.

Издатели сейчас тратят $500 - 800 млн на печать журналов за границей. Если считать, что норма прибыли печатников - 10% , то при переходе российских изданий на местную печать государство сможет рассчитывать на $15 млн одних только дополнительных поступлений от налога на прибыль.

Сейчас, взимая НДС с импорта полиграфических машин, государство получает меньше. По оценке президента Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) Бориса Кузьмина, в прошлом году импорт оборудования составил лишь около DM100 млн. Статистика ГТК приводит другую цифру - около $100 млн, но она завышена, из-за того что ввозная пошлина на полиграфическое оборудование составляет 5% и многие импортеры стараются декларировать ввозимое оборудование как полиграфическое.

Нетрудно подсчитать нынешний доход казны от НДС:20% от суммы, названной Кузьминым, - это меньше $10 млн. Естественно, НДС собирается лучше налога на прибыль. Но еще в 1994 . 64 ведущих типографии были включены в список предприятий, не подлежавших приватизации, и до сих пор являются государственными.

Государство при определенном усердии могло бы наладить сбор налогов с принадлежащих ему полиграфических мощностей.

Правда, на переоборудование российских типографий нужны годы. По оценкам полиграфистов, для переоснащения отечественной печатной базы под потребности существующих журналов и газет необходимо $250 - 270 млн. С этих денег можно собрать $54 млн НДС. Но, скорее всего, не с российских печатников, а с иностранцев, которые могут получить уникальную возможность для захвата российского рынка в случае отмены льгот для СМИ в 2002 .

По словам Кузьмина из МАП, финские издатели уже ведут переговоры со своими российскими заказчиками о переносе мощностей в Россию с 2002 . Финны готовы будут заплатить за демонтаж оборудования у себя в стране и его перевозку в Россию, чтобы не лишиться заказов. И на уплату НДС денег у них хватит.

А российские типографии останутся не у дел. «Нужно успеть создать свои полиграфические мощности до прихода таких инвестиций », - считает Кузьмин.

Пока печататься в России рискуют немногие. "Моя хрустальная мечта - печатать наши журналы в России, - говорит Владимир Романов, генеральный директор издательского дома "Эксперт", печатающего одноименный журнал в Финляндии. - Но она осуществится, только если в Москве помимо "Алмаз-Пресс" появится еще дветри типографии современного уровня и между ними начнется конкуренция".

Конечно, на высокие налоги жалуются в России все. И даже в нынешних условиях, например, журналы Playboy и Yes перешли в "Алмаз-Пресс", а "Профиль", "Карьера" и "Времечко" - в костромскую типографию ГУИПП. "Мы приняли стратегическое решение найти партнеров в России", - рассказывает коммерческий директор издательской группы "Компания "Профиль" Эльшад Джангирли. Сотрудничество с костромской типографией, по его словам, удешевило производство "на порядок", позволило не зависеть от таможни и выстроить более удобный график работы. "В Финляндии нам шли навстречу в решении любых вопросов, но там печатается много журналов, а в Костроме мало, поэтому мы получили существенные преференции", - говорит Джангирли.

Но гендиректор ГУИПП Павел Русинов, как и другие печатники, утверждает, что, облагая импорт оборудования НДС, власти "отрубают руки" печатникам. Костромская типография, печатающая журналы на единственной машине, нуждается в закупке еще одной машины, чтобы выдерживать сроки заказчиков. Русинов при всем желании не может отвлечь необходимые деньги из оборотных средств.

НДС на импортное полиграфическое оборудование стал взиматься лишь с 1998 . Однако чиновники уже так привыкли к нему, что не считают возможным от него отказаться. "Отменить его нереально - иначе нечем будет наполнять бюджет", - говорит начальник управления полиграфической промышленности Минпечати Евгений Марголин.

Светлана Новолодская


назад