СМИ > Иностранные СМИ: Летний взгляд на пражскую зиму... Полгода минуло со знаменитой телевизионной "пражской зимы", которая потрясла мир. Россию она потрясла, возможно, той необыкновенной солидарностью, которую граждане Чехии проявили с журналистами, отказавшимися работать с навязанным им руководством. А скорее, потрясла аналогией с одновременно происходящими у нас событиями вокруг НТВ... Верна ли была эта аналогия? Не слишком ли одномерным было наше видение событий в Праге? Оправилось ли общественное телевидение Чехии от кризиса? Как оно живет сегодня? Об этом - наш разговор с обозревателем Радио Свобода Ефимом ФИШТЕЙНОМ. Он работал в чешской журналистике с 1969 года, в 96 97 годах возглавлял газету "Лидове новини". А сегодня регулярно комментирует события внутриполитической жизни страны на чешском общественном радио и телевидении. - Ефим! А я ведь так и не разобралась до конца: почему смена руководителя канала, произведенная законным Советом по телевидению, вызвала такую бурю эмоций? - Сразу хочу уточнить, что мое отношение к этой истории не было столь однозначным, как отношение зарубежной и, в частности, российской прессы, целиком занявшей позицию одной из сторон. Кстати, в самой Чехии мнения разошлись было достаточно много критиков бастующих журналистов... Итак, за последние три года на чешском общественном ТВ сменилось сразу три генеральных директора. И каждый из них, уходя с поста, всегда сетовал на "политическое вмешательство". Но в это трудно было поверить. У человека постороннего, вероятно, и складывается ощущение, что в Чехии доминируют правящие партии социал-демократы и консерваторы, которыми руководит Вацлав Клаус, оставивший пост премьера. Однако на самом деле там доминирует салон. Нынешний правящий блок не имел на ТВ никакого влияния. Так случилось, что на общественном телевидении в течение последних пяти лет группировались люди одной идейной направленности. То была одна столичная интеллектуальная тусовка, сторонники мелких либерально-интеллигентских партий, скучковавшихся вокруг Пражского Града и президента Гавела. С этого канала выживали всех, кто имел отличные политические пристрастия... - Но назначать руководителя журналистам вправе исключительно Совет по телевидению. Он формируется парламентариями, а значит - "политически окрашен". - Все годы своего существования вплоть до знаменитого декабря прошлого года этот Совет никаких нареканий не вызывал. В Чехии даже не знали имен членов этого Совета! Он выполнял чисто технические функции. Однако в конце прошлого года вокруг него действительно началась чехарда, пошла интенсивная игра на назначение своих людей на руководство каналами общественного ЧТ. (Их два. Второй - вроде "культурного приложения". - Е.Р.) - Своих для кого? По версии сотрудников ЧТ, с которыми я общалась, на Совет начал давить правящий парламентский блок. - А на мой взгляд то было околотелевизионное лобби: продюсеры и студии производители программ. В конце концов им, мягко сказать, была небезразлична судьба общественного телевидения страны с бюджетом в 5,5 миллиарда крон в год (порядка 140 миллионов долларов. - Е.Р.). Кстати, добиться проведения аудита на этом канале было практически невозможно. Многие из тех, кто сотрудничал с каналом (я, к примеру, делал по его заказу сценарии документальных фильмов), знают, что в сумму миллионных контрактов с производителями входит, скажем, оплата техники. Но фирмы зачастую выполняют заказ канала на его же оборудовании, экономя для себя суммы со многими нулями. А это, напомню, средства налогоплательщиков... К декабрю вокруг первого канала образовался гордиев узел, где переплелись интересы продюсерских кругов и кругов шоу-бизнеса, а также политических сил, заинтересованных в определенной подаче информации. - Ага! Значит, политикам все же хотелось "влиять"? - Естественно. Представители правящих партий всегда жаловались в своих интервью на невозможность пробиться на каналы общественного ТВ. - Если я правильно поняла, в борьбе вокруг места генерального директора шоу-бизнес проиграл. Скандальное назначение Иржи Годача на пост генерального, которое вывело на улицы всю Чехию, состоялось под нажимом политиков?
- В том-то и дело, что реальных доказательств того, что Иржи Годач (репатриант
из Великобритании, 15 лет проработавший на Би-би-си, который позже, в Чехии,
работал директором новостных программ на ЧТВ, однако ушел, не сработавшись с
коллективом, с кличкой марсианин чужой. Е.Р.) креатура правящих партий,
ни у кого до сих пор нет. Есть единственная косвенная улика : он сразу же
назначил шефом новостей Яну Бобошикову, которая была близка Клаусу делала его
сайт в Интернете... Почти сразу после назначения Годача на пост генерального
директора был выдвинут лозунг: Годач человек Вацлава Клауса! Распустили
слух, что он был одним из кандидатов на должность пресс-секретаря партии Клауса.
- Выходит, контроль над сигналом был и у Годача, и у бастующих?! - Чешские технические телекоммуникации , которые обеспечивают сигнал, были обязаны выполнять решения новой администрации. И выполняли! Но на короткие промежутки времени. Потому что больше Годачу заполнять эфир было нечем. - Журналистов, которые согласились работать с ним, конечно, называли штрейкбрехерами? - О, им не давали проходу. Как только к студии подъезжала машина с операторами, толпа спрашивала: вы от какого телевидения от правильного или от штрейкбрехерского? Это был неравный бой. Каждый день в эфире шли призывы: приходите на Вацлавскую площадь! И каждый день к зданию телевидения приходили от 3 до 7 тысяч человек, а в демонстрациях на Вацлавской площади участвовали от 70 до 80 тысяч. - А что в Чехии действительно так любят общественное телевидение? Зрители, быть может, боялись лишиться любимых программ, любимых ведущих с приходом новой администрации... - Это не так. Хотя канал достаточно популярен его смотрит 20 процентов населения, раньше не было никаких свидетельств особой привязанности зрителей к тем людям, которые там работают. Состояние любви и истерии достигалось путем несложных манипуляций: представьте, когда под трогательную песню Армстронга What a wonderful world по экрану плывут лица бастующих журналистов это сигнал для очень многих: надо прийти и поддержать этих замечательных людей. Шоу-бизнес вообще страшная сила. Многие из моих друзей, которые ходили на эти митинги, говорили: Как же не ходить? Там же наши любимые бавичи (бавить развлекать. Е.Р.). И они кричат "долой". А мы их любим. И тоже будем кричать. - Что стало с Иржи Годачем? - Он попал в больницу с нервным расстройством. Ему не было прохода, его превратили в жупел сталинизма, ему припомнили статьи, которые он здесь писал в 70-е годы. В них не сумели найти крамольных цитат, но инкриминировали тот факт, что он вообще сотрудничал с оккупационным режимом . Его уничтожили человечески и профессионально. Он вернулся в Британию и зарекся появляться здесь. С тех пор он не дал ни одного интервью и не сделал ни одного осмысленного заявления. - Как ведет себя новый директор станции? - Нового нет. Есть временный директор Иржи Балвин. Годач подал в отставку, находясь в больнице. Все, кто так или иначе принимал его сторону, были немедленно выброшены с работы, включая девочку-диктора из Пардубицкого ТВ, которая согласилась вести параллельные новости. Но революция пожирает своих героев! Балвич хочет сохранить свой пост. И для этого хочет нравиться большим партиям. Он последовательно, медленно вычищает ряды бунтарей. Но этого уже никто не замечает. Когда он уволил шефа публицистических программ, были выкрики: мол, опять будем бастовать. Но их никто не услышал. Люди начинают размышлять: за что боролись? Может, за то, чтобы вообще никого не назначать на пост директора?! Или за то, чтобы никакой директор не имел права вмешиваться в программную политику и менять людей? Но так не бывает. - Пытается ли Балвин влиять на политику канала? - Одна история уже была. Он распорядился не пускать в эфир сюжет о результатах аудиторской проверки на телевидении в Брно. (Кстати, директор этой студии не встал на сторону бастующих, и программа ЧТ Факты его теперь постоянно разоблачает.) Эта история, возможно, еще будет иметь для него серьезные последствия. - У нас говорили, что ситуация на пражском ТВ идентична истории, случившейся с НТВ. - Я не вижу здесь ничего общего. У нас был лозунг Только некоммерческое ТВ является по-настоящему независимым . У вас противоположный: только частный канал оплот свободы слова. Разнятся концовки двух историй: коллектив НТВ распался, многие журналисты согласились работать с новым руководством, у нас коллектив проявил большую солидарность и не распался. Хотя в будущем, скорее всего, распад неизбежен... НТВ не поддержали серьезные политические силы, а наших поддерживали авторитетные сенаторы и сам президент. Журналисты чешского общественного телевидения были лояльны к президенту, журналисты НТВ с точностью до наоборот. В конце концов, на НТВ случилось ночное вторжение со сменой охраны, здесь на силовые методы не пошли. - Положение чешской прессы, похоже, предпочтительнее российской. - Сравнивать здесь вообще занятие бессмысленное. Если в России, по всей видимости, наступление на СМИ ведется централизованно и пример с НТВ лишь один в ряду многих, то здесь уникальный, единственный случай, отрезанный от всего остального. Ведь до сих пор не было ни одного случая давления на прессу. В Чехии ни одной нечастной газеты! Три телевизионных канала в частных руках. Есть одно общественное радио и одно общественное телевидение, попытка подчинить которое, в общем, закончилась тем, что политический ставленник , считайте, сошел с ума...
Елена РЫКОВЦЕВА |