СМИ > Иностранные СМИ:

Би-би-си ищет нового Севу Новгородцева

Скоро падет один из последних оплотов консерватизма в российском радиоэфире. Следом за отечественными государственными станциями начинает меняться Русская служба Би-би-си. О том, почему и как это происходит, в интервью "Ведомостям" рассказывает глава Русской службы Элизабет Робсон.

Элизабет Робсон возглавляет Русскую службу Би-би-си с января 2001 г. Прежде она уже работала здесь. В 1969 - 1973 гг. - программным ассистентом. С 1985 г. занималась организацией тематических программ на русском языке. В 1990 г. стала заместителем редактора тематических программ на русском языке.

- Зачем сейчас, когда уже давно нет идеологического противника в лице СССР, нужна Русская служба Би-би-си? И нужна ли она вообще?

- Конечно, нужна. Нужна России. Мы же представляем российской аудитории совершенно другой взгляд на события. Хотим показать место России в мире.

- А как формулируется британскими властями внешнеполитическая задача, стоящая сейчас перед Русской службой?

- Да нет какой-то конкретной задачи вроде улучшения отношений с Россией или, наоборот, ее бойкотирования. Основная идея такова: мир будет лучше, если у людей будет больше информации. Ведь чаще всего проблемы в мире возникают из-за недостатка информации, из-за недопонимания происходящего. Если мы поможем в понимании россиянами каких-то моментов, это поможет и Великобритании.

- Как известно, в эфире Би-би-си нет и не может быть рекламы и, соответственно, вам вовсе не обязательно формировать сетку вещания, исходя из рейтингов. Учитываете ли вы социологические данные при программировании?

- Мы заказываем исследования. Но пока у нас нет полной картины. Конечно, нам бы хотелось, чтобы нас в России слушали как можно больше. Хотя понимаем, что претендовать на это бессмысленно в условиях жесткой конкуренции между коммерческими радиостанциями. Во всем мире массовая аудитория не слушает серьезные радиостанции, предпочитая музыкальные. Международная политика, проблемы экологии интересуют незначительную аудиторию. Мы это прекрасно понимаем.

- Как Русская служба позиционируется на российском радиорынке? Коммерческие радиостанции для вас не конкуренты? Только радио "Свобода"?

- "Свобода" наш конкурент только в том смысле, что это тоже иностранный вещатель. Главным же нашим конкурентом я считаю "Эхо Москвы", в эфире которого тоже очень много информации.

- Но у вас крайне невыгодное положение, потому что вещание в Москве ведется на средних волнах. Про вещание на коротких волнах говорить вообще не приходится. "Эхо Москвы" же работает в FM-диапазоне, что заведомо гарантирует большую аудиторию. Вы не задумывались о переходе на FM?

- Конечно, задумывались. Но это очень дорогое мероприятие, а мы бюджетная организация с ограниченными средствами. Если мы решим, что в Москве нам нужен FM, тогда мы не сможет вещать, например, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В принципе, наша стратегия такова: мы ищем в разных городах станции, которые могли бы транслировать наши программы в своем эфире. В результате мы вещаем в разных частях России на совсем другую аудиторию, нежели та, что исторически слушала нас на коротких волнах.

- Перед руководством корпорации вы поднимали вопрос о переходе в Москве на FM-диапазон?

- Да, и не один раз. Но всегда вставал вопрос той страшной для нас суммы, которую нужно заплатить. Это в 3 - 4 раза дороже средних волн. Есть цель, чтобы у Би-би-си были FM-частоты в каждой мировой столице. Но у нас под FM понимаются и средние волны, качество приема программ на которых на Западе не хуже. Мы пытаемся убедить, что в Москве нам нужна именно FM-частота.

- Как иностранный вещатель, вы не боитесь возможных политических проблем в связи с выходом на более широкую аудиторию?

- Насколько я знаю, никаких политических проблем нет. Если у нас хватит денег для участия в частотном аукционе, никаких препятствий быть не должно.

- Раньше вы вещали на территорию СССР. Сейчас Русская служба выходит в эфир в бывших союзных республиках?

- Мы продолжаем вещать на тех же частотах, но уже не знаем, сколько людей нас слушает за пределами России. Правда, в Средней Азии и на Кавказе у нас очень плодотворные отношения с нашими партнерами.

- Кроме новостных, на какие программы вы делаете основную ставку?

- Когда 20 лет назад я только пришла работать на Би-би-си, у нас в эфире были только мужчины в костюмах, которые разговаривали с другими мужчинами в костюмах. То есть одна политика. Сейчас уже много спорта, науки, техники, медицины. Стараемся расширять нашу гамму новостей. Также мы поняли, что нужно делать тематические программы, поскольку этим мало кто занимается. Вот уже 40 лет у нас выходит программа "Взгляд из Лондона". Мы задумались над изменением подачи в ней. Я стараюсь менять не то, что мы вещаем, а как мы вещаем.

- Как некоммерческая радиостанция, вы можете себе позволить много внимания уделять культуре. Эта ниша вам интересна?

- Да, мы так и делаем. У нас есть еженедельный журнал о культурных событиях в Лондоне. Время от времени рассказываем и о российских. Для нас культура играет очень большую роль. И сейчас мы стараемся занять эту практически пустующую на российском радиорынке нишу. Собираемся расширить наше московское бюро, чтобы больше заниматься именно культурой. Но есть проблема. Нужно уметь делать культурные программы. Мы не хотим выпускать в эфир какую-нибудь дурацкую передачу о российской культуре. Дурацкую из-за того, что те, кто ее делает, недопонимают сам предмет передачи. Будем над этим работать.

- У вас до сих пор выходит в эфир Сева Новгородцев - кумир меломанов 80-х. Вы дорожите подобными визитными карточками Би-би-си? Для вас это музейные экспонаты, которые нельзя трогать?

- Если найдутся такие же компетентные, как Сева, люди, мы с удовольствием дадим им работу. Недавно мы с Севой говорили о том, что неплохо бы ему придумать новый формат. А вообще-то у нас мало звезд. Мы долго работали в условиях глушения. Было мало возможностей для развития. Те, кому было скучно, ушли. А Сева - один из наших самых верных сотрудников. У него есть своя преданная публика, и это очень хорошо. Если же все-таки найдется молодой Сева, мы должны будем понять, чем он отличается от того, который у нас есть, и что специфического он может предложить российской аудитории.

- Тогда же, в 80-е, Би-би-си славилась чтением российской литературы. Сейчас, по-вашему, жанр радиочтений актуален?

- Мы сами задаем себе этот вопрос. В прошлом мы читали в эфире много книг, которые нельзя было купить в России. А сейчас столько литературы на улицах. ..

- Вы возглавили Русскую службу в начале года, когда бюджет уже был сверстан. Вам его достаточно? Будете просить больше?

- Я всегда прошу больше, но редко получаю. Наше Министерство финансов руководствуется принципом, что всегда на чем-то можно сэкономить. Последние 10 лет каждый год наш бюджет уменьшается на 2 - 3%. Хотя иногда мы получаем деньги непосредственно на новые передачи и проекты. Недавно вот получили деньги на он-лайн, что дало нам новый толчок. Вы же знаете наш сайт в Интернете.

- Некоммерческая форма Би-би-си неизменна. А вам лично хотелось бы, чтобы вам разрешили зарабатывать на рекламе?

- Мне лично нет. Общественная радиостанция может позволить себе делать программы, которые нравятся не массовой публике. Мне это нравится.

- Но бюджет же, по вашим словам, уменьшается.

- Да, но он все-таки есть. И мы всегда надеемся на лучшие времена.

- Как в корпорации оценивают работу Русской службы?

- Год назад было детальное исследование Русской службы. Пришли к выводу, что у нас неправильная сетка. У нас есть утренний час и огромный вечерний блок. Но вечером все смотрят телевизор. Нам рекомендовали сделать упор на утро, расширить тематику за счет культуры, науки, техники, медицины.

- А ваш консерватизм в подаче приветствуется?

- Наш стиль довольно сильно раскритиковали. Сказали, что он очень старомодный и что на современном российском радиорынке это может не нравиться. Верно, у нас особая подача. Зато, когда включаешь радио, сразу понятно, что это Би-би-си. Так что, если мы слишком радикально изменимся, нас могут просто не узнать.

- Но даже российские государственные радиостанции вынуждены менять подачу, иначе они просто потеряют аудиторию.

- Я знаю. Вот перед нами и стоит проблема, как балансировать между нашим идеалом и запросами публики.

- Так будет меняться Русская служба?

- Будет-будет. У нас уже есть новая вечерняя программа, которая гораздо быстрее и веселее, чем классическое Би-би-си. Сейчас работаем над утренним блоком. Хотим сделать его большим и динамичным. О тематических программах будем думать позже.

Антон ЧАРКИН


назад