СМИ > Иностранные СМИ:

ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Авторитет вместо компетентности

21 июля влиятельный британский журнал The Economist опубликовал свой регулярный обзор, посвященный России. "У меня складывается впечатление, что это писал человек, лет десять назад уехавший из России и теперь очень довольный этим", - сказал после презентации обзора российский экономист Владимир Мау. Кроме традиционных штампов по типу "баня, водка, гармонь и лосось", The Economist нашел удивительные критерии для сравнения российской экономики. Например, успешную Эстонию. Вот, мол, в эстонской Нарве зарплата рабочего на промышленном предприятии $500 и все работает за счет иностранных инвестиций, а в соседнем российском Ивангороде - $50 и все предприятия стоят. На вопрос, откуда такие цифры, московский корреспондент еженедельника Эдвард Лукас ответил незамысловато: "Мне безработные рассказали, что будут работать за $50". Логика авторов проста. Если в Норвегии зарплата $5000, в Финляндии - $3000, Нарве - $500, а Ивангороде - $50, то и предприятия должны мигрировать именно в этой последовательности. А вот в России все так плохо, что не идет капитал, и все.

Не стоит даже говорить, что эстонское "экономическое чудо", если о таковом можно говорить вообще, изначально обязано не иностранным инвестициям, а российскому бардаку. Эта маленькая прибалтийская страна была крупнейшим экспортером меди, ни грамма которой в Эстонии не добывалось. А уже потом накопленные на этом бизнесе капиталы часто возвращались в страну под видом иностранных инвестиций.

Кто и что рассказал господину Лукасу в Эстонии, остается загадкой. Я позвонил своим давним эстонским приятелям, долгое время прожившим в Нарве, и они громко хохотали над этими $500 и с горечью рассказывали о дороговизне.

Мысль о том, что только западный опыт нас спасет, проходит красной нитью через весь обзор. Кто у нас в стране один из главных реформаторов? Аркадий Дворкович, "29-летний заместитель министра, получивший образование в Америке". Каковы примеры успешного бизнеса? Деревообрабатывающее предприятие в Сыктывкаре, возглавляемое родившимся в России и получившим образование в США Стеном Шульманом. Как добиваются успеха в крупном бизнесе? Потратил "ЮКОС" $300 млн на дивиденды и еще $50 млн на рекламную и политическую кампанию, а в результате капитал компании увеличился с $600 млн до $6,8 млрд и Михаил Ходорковский стал миллиардером. По мнению The Economist, он будет еще богаче, когда компанию продадут международным инвесторам.

Если таким взглядом посмотреть на российскую экономику, то полными идиотами выглядят руководитель "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, который что-то там бурит, и Каха Бендукидзе, построивший "шагающий" экскаватор.

В самом по себе литературном творчестве подобного рода нет ничего предосудительного - каждый имеет право на свой взгляд. Только вот ответить на это нашей стране нечего. Дотошные британцы точно знают, что 301 921 экземпляр журнала попадет в США, а один - во Французскую Гвиану. И многие поверят марке The Economist. А нам было бы полезно прочесть это произведение, просто чтобы понять, как думают о нас посторонние.

Автор - заместитель главного редактора журнала "Русский Фокус". Настоящий материал написан специально для "Ведомостей".

Анатолий ХОДОРОВСКИЙ


назад