Телевидение > Москва > НТВ:

Неподведенные итоги, или граница на замке

Год телевизионный давно уже сравнялся с годом студенческим. И оттрубив осенне-зимне-весенние месяцы, к июлю телеканалы впадают в повторную амнезию, оставляя подведение итогов на осень, на "ТЭФИ".

Но обычно к октябрю ноябрю все успевают выдать в эфир обойму новых премьер, и все бывшее в сезоне прошлом успевает забыться. Так что впору освежить впечатления, попытавшись вспомнить, чем был памятен минувший телесезон. При условии: ни слова о конфликте вокруг НТВ!

Да, случившееся с НТВ не могло не стать главным событием телегода, ибо имело и имеет не только политические, но и телевизионные последствия, не сравнимые ни с какими другими, переходы ведущих и руководящих, переделы наследства студий, программ, дизайнов в немыслимых дотоле масштабах... Но, собственно, к чему все это привело, станет видно не раньше сентября, когда и ушедшие на ТВ-6, и оставшиеся на НТВ, и отошедшие под сень ОРТ представят новые сетки вещания, новые студии, новые лица. Пока же в летнем безвременье постараемся вспомнить, что же, кроме конфликта вокруг НТВ, было начинкой прошлого сезона.

Времена и нравы

Если посмотреть на темы и количество телевизионных статей, написанных за этот год, то покажется, что глобальнейшим, эпохальным и судьбоносным телесобытием стала трансформация "О, счастливчика" старого НТВ в "Как стать миллионером" ОРТ. Количество написанного по поводу "Счастливчика-миллионера" явно превысило все сказанное телеобозревателями о другой премьере ОРТ, ставшей событием этого сезона, - о "Временах".

Прошлым летом, подводя итог того телегода, когда в эфире первого канала прошел последний выпуск программы Мы , мне пришлось написать, что Россия не столь богата телезвездами, чтобы разбрасываться такими личностями, как Познер. Осенью выяснилось, что первый канал и не намерен был этого делать, просто искал новую форму.

И форма вечерней аналитической программы, компилирующей фрагменты ток-шоу, новостей и интервью, если не на все сто, то процентов на 90, совпадает и с нашими временами, и с самим Познером. Десять процентов несовпадения приходятся на слабого качества сюжеты, которые корреспонденты ОРТ никак не научатся делать на уровне, соответствующем не обычным новостям, а воскресной аналитике; и соведущая Жанна Агалакова, которой никак не найдется место в этой программе, являющейся абсолютно персональным делом самого Познера. Все остальное и свежая голова , и разговор с гостем раз от раза становятся все лучше и лучше. Что наглядно проявилось в недавней итоговой программе, где сам Владимир Владимирович вместе с Татьяной Толстой и Никитой Михалковым подводил итоги года. За первые девять месяцев существования у передачи Познера были, как минимум, три пика программа, посвященная трагедии Курска , встреча в студии с генпрокурором Устиновым и программа о конфликте вокруг НТВ. И все три раза, затрагивая тему, на тот момент обговоренную всеми и вся и навязшую в зубах, Познер сумел выстроить разговор так, что после его программы можно было подвести черту. А умение Владимира Владимировича идеально корректно формулировать вопросы так, чтобы его собеседник, как унтер-офицерская вдова, сам себя высек, превращают Времена в мастер-классы для молодых и не очень молодых коллег по ремеслу. Приходится признать, что подобной профессиональной школой, кроме Познера, на нашем ТВ не обладает, увы, никто. Остальных, при всем их желании, то и дело заносит в политпропагандизм.

Переваривание мыла в кино

После бесконечного вала криминальных отечественных сериалов, наводнявших эфир предыдущие два сезона, в этом году наконец-то наметилась тенденция перехода количества в качество. Менты из симпатичных ребят из соседнего отделения окончательно превратились в ходячие штампы, в бандитском Петербурге поубивали всех, кого можно и кого нельзя, следовательницы родили в кадре, золушки за кадром... Но в это самое время наше мыло почти вплотную подошло к тому рубежу, за которым оно обретает право называться "телевизионным кино".

Рубежом этим стала "Граница". Снятые Александром Миттой восемь серий по силе притяжения зрителя к экрану напомнили лучшие образцы многосерийных фильмов советских времен. Конечно, у главного киношного проекта ОРТ был сверхвысокий рейтинг. Но это тот случай, когда с рейтингом (в отличие от всякого рода Аншлагов ) и спорить не хотелось. Для зрительского внимания у фильма Митты были все предпосылки. Сериал - это раз. Отечественный - два. О любви - три. С интригой, кровью и убийствами, но без братвы - четыре. С прекрасными актерами - это пять...

И главное: с присущим Александру Митте умением, учитывая все тончайшие нюансы зрительского восприятия, захватив внимание смотрящего, абсолютно точно распределить зрительский интерес на все время киноповествования. В этом проекте Митта выступил не только как блестящий режиссер, но и как психолог, кроме общей интриги сериала заводивший внутреннюю пружину каждой новой серии. Митта открывал то одного, то другого героя с неожиданной стороны, ломал навязшие сериальные штампы плохих и хороших героев и не позволял зрителю что-либо предугадать и соскучиться раньше времени.

Граница стала границей между сериальным ширпотребом и настоящим качественным кино, которое должно приходить к вам в дом из вечера в вечер. Вопрос: что за границей? Сейчас Митта снимает новый сериал, который ОРТ снова бережет для своих зрителей как новогодний подарок. Но кроме восьми серий Митты, которые, может быть, даже имеют шанс стать ежегодными, в эфир каждого из наших каналов ежедневно выходит от трех до девяти сериалов.

О качестве большинства из них рассуждать не приходится...

Квартирно-дачный вопрос нас испортил...

Когда количество свистящих мимо зрительского уха тазобедренных суставов и прочего компромата превысило все допустимые нормы, а стойкие бойцы политпиара, коим вечно неймется, уже успели остыть после предыдущих выборов и еще не успели зажечься перед выборами следующими, неожиданно выяснилось, что впору махнуть рукой на порядок, точнее, вечный беспорядок в нашем общем большом доме и сосредоточиться на порядке в доме маленьком. Точнее, в собственной квартире. Если желание копаться в земле наблюдается пока еще не у каждого и даже не у каждого второго (хотя у каждого третьего уж точно наблюдается, и тогда этот третий начинает вместе с Павлом Лобковым свою "Растительную жизнь"), то желание обустроить место собственного жительства наличествует практически в каждом. И за пару месяцев существования "Квартирный вопрос" уже успел нас всех испортить. В метро сидящие рядом дамы оживленно обсуждают, куда же повесит наряды и поставит компьютер молодая бизнес-леди, чью комнату "Квартирный вопрос" в одной из программ японизировал до неузнаваемости. Коллега, написавшая репортаж про съемки "Квартирного вопроса", намеревается пилить собственную стенку. Да и я сама вдруг вспомнила, что, с тех пор как в порыве неудовлетворенности жизнью оббила плитку на кухне, прошел уже год пора бы и стены хоть во что-то покрасить.

Пожалуй, можно было бы и не заострять внимание на садово-квартирных страстях НТВ, но... Но заключается именно в том, что создатели этих программ (а их делает одна съемочная группа) уловили настроение общества, которому наконец-то родная стенка стала ближе стены Кремлевской, и жажду отныне выпускать пар не на митингах, а в процессе благоустройства собственного бытия, которое в дальнейшем и должно определить сознание. Плюс к этому в отличие от большинства садово-огородных и ремонтных программ, всегда существовавших на разных каналах, и "Растительная жизнь", и "Квартирный вопрос" сделаны как шоу хорошо срежиссированы, стильно сняты. К минусам можно только отнести намерение Лобкова оставить подмосковные грядки ради лужайки вашингтонского Белого дома и податься в заморские корреспонденты.

Потушенный свет, который зажегся

Еще одно открытие прошедшего сезона рождалось прошлым летом под грохот разгромных рецензий. Первые выпуски вечерней успокоительной программы для взрослых "Тушите свет", появившиеся во время, подобное нынешнему, - сплошные повторы, смотреть нечего, писать не о чем были встречены почти единодушно: лучше б милому Хрюше из "Спокойной ночи, малыши!" превратиться в кусок ветчины еще во младенчестве, нежели дорасти до скотского состояния такого вот Хрюна! Осенью те же громившие критики вдруг признались: а ведь действительно стало смешно! К весне уже все вокруг цитировали веское Хрюново Мощно врезал, Юрьич! Внушаеть!

Пережив смену канала, лишившись ведущего, Хрюн со Степаном не только выжили, но и выжили явно лучше многих других. Пожалуй, "Тушите свет" первой из всех перешедших на ТВ-6 программ оправилась от шока и, не тратя ни дня лишнего, пустилась в ежевечернее плавание благо, Хрюнова жилплощадь за Гусинским не числилась и прописывать на ней Коха не пришлось. А смена оставшихся на НТВ интерьеров и Юрьича, как ни странно, пошла только на пользу. На кухне оно как-то русскому человеку привычнее, да и забредающие на огонек прочие ведущие предстали не в официозно-новостном, а в живом свете один весело хохочущий Осокин чего стоит! Бросай свое "Сегодня", Глебыч, иди на постоянку третьим к Хрюну и Степану внушаеть!

Поговаривают, что у создателей "Тушите свет!" есть свое ноу-хау четко выстроенная технологическая схема, как шутить по любому поводу. Юмор - вещь, конечно, тонкая, требующая вдохновленных озарений, но каждый день не наозаряешься, а смешно должно быть именно каждый день. Есть ли подобная технология, нет ли, неважно. Главное - смешно.

И еще: авторам впервые удалось поставить уникальную и в производственном, и в содержательном смысле программу на поток. Да еще поставить так, что план по валу не убивает, а улучшает смысл.

Вот и все. Остается надеяться, что сезон следующий, заранее объявленный сезоном обновления нескольких каналов, даст для следующего итогового обзора больше пищи. А пока и наше еженедельное телеобозрение вместе со всем телевидением решило отдохнуть до осени.

Елена АФАНАСЬЕВА


назад