Телевидение > Москва > НТВ: “Место встречи” изменить нельзя. Даже Вайнерам НТВ расскажет, как это было Двадцать лет назад состоялась премьера телевизионного фильма “Место встречи изменить нельзя”. Бесстрастная статистика 1979 года подтвердила, что в часы показа пятисерийной картины улицы пустели, а уровень преступности снижался в несколько раз. Продолжая цикл “Новейшая история”, телекомпания DIXI решила отметить юбилей культовой картины созданием двухсерийного документального фильма “Место встречи. 20 лет спустя”. Эфир планируется на НТВ 13 марта. Изначально идея снять фильм о фильме пришла в голову Леониду Парфенову, который участвует в его создании как автор, ведущий и актер. “Лучше самого Парфенова текст для него никто не напишет, - призналась автор сценария Наталья Пятирикова. – Он – стиль нашего фильма. Перед каждым интервью Леонид до тончайших подробностей продумывает свой костюм и образ – то он блатной фраер, то следователь, то философ”. Начиная работу, авторы “Места встречи. 20 лет спустя” пересмотрели оригинал не меньше пятидесяти раз. Долго сидели в архивах, разбирая документы и хронику того времени, но, к своему удивлению, практически не обнаружили материалов о 1945 годе. Казалось, что пресловутая “черная кошка” следует по пятам, перебегая дорогу при удобном случае. “Это был просто рок какой-то, - сетовала Наталья Пятерикова.– Как только я находила нужного мне человека–старого МУРовца, одного из прототипов Шарапова, или коронованного вора тех времен, – с ним сразу что-нибудь происходило. Многие отошли в мир иной месяц, два назад, а один старый следователь, с которым я договорилась о съемках, скончался 31 декабря”. Вайнер подтвердил, что еще в 1975 году, когда они с братом писали книгу и пытались найти сотрудников угрозыска 1945 года, оказалось, что уже к тому времени мало кто остался в живых. Например, прототип Глеба Жеглова, МУРовский оперативник, застрелился еще в 1949-м. А главный консультант фильма со стороны милиции, тогдашний зам. министра МВД К. Никитин, умер за месяц до окончания съемок. Впрочем, прототип Шарапова Владимир Арапов, работавший тогда в “убойном отделе” (убийства) – жив, и, скорее всего в фильм войдет небольшое интервью с ним. Для полноты впечатлений съемочной группе пришлось побывать в одном из московских притонов, в тюрьме, в МУРе и даже выехать вместе с оперативниками на убийство молодой женщины – в точности, воссоздав обстоятельства гибели Ларисы Груздевой. “Следствие по делу” решено было начать беседой с Аркадием Вайнером. Придумав общую канву сюжета и характеры героев, братья распределили между собой главы, а потом уже сводили все в одну линию. Причем оба настолько чувствовали стиль друг друга, что потом не смогли различить, кто что написал. Первый, кому Вайнеры отдали читать сценарий, был Владимир Высоцкий, который выбрал себе Жеглова. Позднее, правда, на роль знаменитого капитана пробовали–на всякий случай–Сергея Шакурова. Снимать картину должен был Алексей Баталов, но он был занят, и тогда Высоцкий привел Станислава Говорухина. Несмотря на то что “Место встречи…” – не самый любимый фильм Говорухина, который в последний раз видел свое детище аж в 1979 году, многие подробности о не забыл: “Больше всего хотелось передать атмосферу того времени, но это мне удалось не полностью, а кое-где вообще не получилось. У меня там даже в некоторых местах на заднем плане “Жигули” и “Запорожцы” разъезжают, если приглядеться”. Однажды, когда работа над фильмом уже шла полным ходом, Высоцкому пришла в голову мысль отказаться от съемок и махнуть на Таити вместе с прилетевшей в Москву Мариной Влади. “Живем-то на свете один раз”,- сказал он Говорухину, который с огромным трудом все-таки уговорил главного героя продолжить работу. В другой раз Высоцкий категорически не желал надевать милицейскую форму, утверждая, что тогда получиться совсем иной образ. Очень долго пришлось его уламывать остричь слишком длинные для того времени волосы, но тщетно – артист часто подрабатывал на концертах и ему нужно было выглядеть по моде семидесятых. Ну и, конечно, Высоцкий очень хотел спеть в фильме и даже специально для картины написал знаменитую песню “Баллада о детстве” (“Час зачатья я помню неточно…”). Но Говорухин запретил ее петь, объяснив, что зритель перестанет видеть Жеглова, а будет слушать любимого певца и поэта. Единственное, что разрешили артисту, это исполнить “ Лилового негра ” Вертинского. “Но он, паразит, так и не спел, оборвав все разговором с Шараповым, а потом сказал – раз ты не даешь мне спеть свое, я не буду петь и чужое”, – вспоминает Говорухин. Теперь, по прошествии 20 лет создатели картины – воспоминания решили восполнить этот пробел и собираются обыграть повествование песнями барда. Поначалу не все гладко складывалось и с другим главным персонажем – Фоксом. Утвержденный на эту роль Борис Химичев отработал почти половину съемок, когда Говорухин, однажды просмотрев отснятый материал, понял, что все не так, не того времени получается человек. И пригласил на эту роль Александра Белявского, сыгравшего обаятельного негодяя так удачно, что даже сына артиста в школе называли Фоксом. Ларисе Удовиченко с самого начала предложили пробоваться на роль Варвары – любимой женщины старшего лейтенанта Шарапова, однако артистка решила, что будет играть только Маньку Облигацию и, обойдя в упорной борьбе десятки конкуренток, все-таки получила лакомую роль. А позже, в честь героини, назвала своего ребенка Маней. Кстати, интересно, что дочка шниффера никак не могла быть проституткой, поскольку потрошитель сейфов – слишком престижная и уважаемая в уголовном мире профессия. Станислав Говорухин заметил, что самой удачной считает работу Ивана Бортника, который гениально сыграл Промокашку. Вот только с кличкой, как выяснилось, вышла неувязка. Дело в том, что “промокашка” по “фене” означает малолетнюю проститутку, только освоившую ремесло, и мужчину – бандита так окрестить просто не могли. А вот Копченый – прозвище типичнейшее для того времени. Говорухин признался, что остался недоволен работой Леонида Куравлева, считая, что артист просто не ”дотянул” до требуемого образа. “Он даже кий не мог удержать – руки были вялые – учил, учил и в итоге пришлось взять дублера”. Допросив главных зачинщиков культовой уголовщины, следователь Парфенов вместе с коллегами подшил к делу и интервью со свидетелями. Армен Джиграханян и Сергей Юрский согласились дать показания с удовольствием. А вот Станислав Садальский наотрез отказался сниматься бесплатно, запросив за появление в кадре собственной персоны скромную сумму в три тысячи долларов. “Эта идиотская роль мне ничего хорошего не принесла, наоборот, только навредила моей актерской карьере”. На что продюсер DIXI Александр Левин заявление, что за такую сумму он и сам Кирпича изобразит. По сравнению с романом сценарий претерпел некоторые изменения. Скажем, Варвара, по замыслу Вайнеров, должна быть убита, но такой финал не совпадал со стереотипами советской сказки, и Варю было приказано оставить в живых. Когда работа над фильмом была закончена, картину отдали на “приемку” милицейскому начальству. Комиссия фильм приняла в штыки и, недосмотрев даже первой серии, вышла из просмотрового зала. Но Говорухин убедил суровых судей пересмотреть свое решение. При этом, правда, из семисерийного фильма потребовали выкинуть две серии (в одной из них, например, Жеглов встречается со своим агентом), которые были тут же уничтожены. Ошеломительный успех и всенародная любовь настойчиво подталкивали Вайнеров написать продолжение, в котором Жеглова убили бы в спину, так как Высоцкого к тому времени уже не было в живых. Шарапов, женившись на Варе, стал бы начальником Московского уголовного розыска. Но отсутствие денег и категорический отказ Станислава Говорухина поставили точку в истории двух оперативников из отдела борьбы с бандитизмом. Татьяна Гончарова. |