Телевидение > Москва > Телевизионный мир Москвы:

Сергей Доренко против Джеймса Бонда.
Новости с фронтов телевизионной войны

В дуэли, которую ведут между собой ОРТ и НТВ, наметился новый поворот. Отныне Сергей Доренко и Евгений Киселев сражаются не друг с другом, а с героями популярных западных лент: на прошлой неделе Доренко схватился с агентом 007, а Киселеву противостоял Леон-киллер. Борьба была жесткой: Джеймс Бонд одолел истребителя политиков с небольшим перевесом (московский рейтинг Доренко равнялся 12,23 %, доля аудитории 26,21% - английский разведчик получил рейтинг в 12,48%, его доля аудитории составила 27,72%). Зато Евгений Киселев оставил от бедолаги Леона рожки да ножки. Рейтинг "Итогов" достиг 15,34%, доля канала - 34,89%; у фильма Люка Бессона рейтинг был равен 10,54%, а доля аудитории - 24,27%. Это примечательно: Сергей Доренко наконец получил то, чего давно добивался.

Во время предвыборной кампании Доренко создал новый жанр: аналитическую программу он превратил в политическое шоу, а самого себя подавал как исполняющего в нем главную роль актера. (То, что "Программа Сергея Доренко" является художественным жанром, было одним из его аргументов во время спора с Юрием Лужковым.) Вместо политического обозревателя Доренко стал шоуменом, телевизионным фокусником, жонглирующим чужими репутациями, как мячиком: другой художественный персонаж, отличающийся столь же мужественными статями, - Джеймс Бонд - оказался для него достойной парой. Тому, что англичанин в конце концов все же перетянул веревку, удивляться не приходится: кампания по выборам в Думу закончилась, президентская кампания еще не началась. Все понимают, что изображать людоеда популярный ведущий будет без особого воодушевления - вплоть до тех пор, пока партии и правительству вновь не понадобится Карабас-Барабас.

И все же те, кто не посмотрел "Авторскую программу Сергея Доренко", многое потеряли: его беседа с Владимиром Путиным была много интереснее похождений Джеймса Бонда. Какая игра лиц, интонаций, подтекстов, сколько недоговоренностей, какие человеческие образы за этим встают! Что бондиада, что все боевики мира плюс МХАТ времен Станиславского и Немировича-Данченко, китайская опера и театр Мейерхольда, вместе взятые, - вечером 15 января Доренко бил их по всем статьям.

Он привык грубить, разбирать объекты своих эскапад по косточкам, а потом перекусывать косточки пополам: здесь Доренко старался быть вежливым, и ему было тяжело. Больше того: он хотел, чтобы собеседник его любил (и, учитывая все, что для того было сделано, имел на это полное право), а гость программы обдавал ведущего холодным презрением. Сюжет, достойный кисти Айвазовского: багровый, как рак, Доренко (он налился краской на второй фразе собеседника) пытается изобразить имперского орла и, подняв над головой руки, показывает рогатого оленя. Сцена, мимо которой не прошел бы Достоевский: натолкнувшись на неприятие, граничащее с оскорблением - Путин жестко проехался по успевшему стать легендарным стилю Доренко-ведущего, - последний сбился, начал мельчить, оправдываться, а потом помянул библейские заповеди "не убий" и "не укради". И это уже выглядело подобием достаточно жалкой перепалки.

А Путин был очень хорош. Спокойный, уверенный в себе, ироничный и бесконечно брезгливый: великим искусством стереть собеседника в порошок - паузой, интонацией, взглядом - он владеет в совершенстве. Вышедшая 15 января "Авторская программа Сергея Доренко" может послужить хорошим уроком для всего нашего цеха: журналисты часто дают себя использовать, и те, кому они это позволяют, платят им чем угодно, кроме уважения.

Судя по всему, время шоуменов от аналитики прошло - по крайней мере, на несколько ближайших недель, пока не будет дана команда начать новую промывку мозгов. Люди очухались от выборов и Нового года, успокоились, снова испугались - почтеннейшая публика так и не может понять, кого же она, собственно говоря, выбрала. Каналы ОРТ и РТР сильно скомпрометировали себя во время выборов: они занимались не информацией и аналитикой, а пропагандой, временами до неприличия злой. НТВ удерживалось довольно долго - подражать коллегам ( к тому же защищенным друзьями и единомышленниками из Минпечати) для канала, исповедующего буржуазный, основательный и респектабельный стиль, было бы гибельно. Под конец первому и второму каналам все же удалось втянуть НТВ в борьбу без перчаток и правил. Однако до того, что делали они, четвертый канал не опускался и доверие умеющей отличать черное от белого аудитории не потерял. Можно быть рупором, можно - источником информации, и за ней зрители по- прежнему обращаются к НТВ. Нынче это - оппозиционный канал, и его репортажи из Думы смотрятся примерно с тем же чувством, как некогда слушались передачи "Голоса Америки" и Би-би-си (дай Бог, чтобы аналогия оказалась надуманной и ложной).

А в остальном на поле телевизионной брани все обстоит по-прежнему. Безумный рейтинг собрали "Улицы разбитых фонарей-2" - он был равен 22,05%, доля аудитории составила 46,05%. Унизительно маленький рейтинг получило "Зеркало" Николая Сванидзе (4,69%, доля аудитории - 10,46%) - Леон-киллер и Евгений Киселев в пылу боя ненароком затоптали аналитическую передачу Российского канала. Снова началась нормальная жизнь: мы протерли глаза, насторожили ушки и начали слушать то, что нам говорят умные дяди. А слушать-то особенно и некого - думские выборы похоронили не только репутации политиков, но и многие журналистские репутации. Владимир Путин - человек умный, разговаривая с Доренко, он выразил мнение значительной части зрителей: тех, кто проголосует за него в марте месяце, и тех, кому он по-прежнему должен нравиться. Гость "Аналитической программы..." был прав: телевизионные костоломы свое дело сделали, и сейчас их можно поставить на место - пока не придет пора снова позвать их под свои знамена.

Алексей ФИЛИППОВ


назад