Телевидение > Москва > ТВ-ЦЕНТР: "Мэр относится к нам трепетно" Телекомпании "ТВ ЦЕНТР" исполнился ровно год. Все - и в первую очередь конкуренты - оценили силу натиска, с которой компания ворвалась на рынок, казалось бы, уже намертво поделенный между "зубрами": ОРТ, РТР, НТВ... В сущности, случился подвиг: ТВ ЦЕНТРу удалось из полного забвения, из небытия вытащить "кнопку", телевизионную частоту, на которой до него долго и бесславно вещали МТК и "2х2". На вопросы обозревателя "Московских новостей" Елены Рыковцевой отвечает Борис ВИШНЯК, генеральный директор телекомпании "ТВ ЦЕНТР". - Борис Александрович! Может, просто расскажете про этот год - с чего начали и к чему пришли. Вот начали с нуля. - Ну, нет! Мы начали с минусовой отметки, с наследия, которое нам досталось от МТК и "2х2". Я не побоюсь сказать - с тяжелого наследия. Анатолий Лысенко эти две компании сравнивал с огородом, на котором каждый вспахивал свою делянку. Увы, атавизмы есть до сих пор. Хотя по сравнению с тем, что было вначале... По крайней мере, сейчас никто не делает этого явно. - ЭТОГО - значит, "джинсы", скрытой рекламы? - Да. Хотя уже не скажешь, что каждый работает на свой карман. Но конкретные люди "из прошлого" все же остались, и слишком много времени и сил менеджмента тратится на контроль за этими людьми. - Выходит, радикальных кадровых "чисток" вы не предприняли? - Можно по-разному оценивать нашу работу с людьми за это время. Одна из моих явных ошибок - это проявленная мягкость. Расставаться надо было гораздо более жестко и даже жестоко, однако так не было сделано, и последствия расхлебываются до сих пор. - Вывод: скрытая реклама в эфир ТВ ЦЕНТРа проскакивает. - Мы можем об этом догадываться. То есть то, что лежало на поверхности и на уровне двух метров ниже поверхности, мы срезали. Но - против лома нет приема, если нет другого лома. В действительности я абсолютно точно знаю, что "джинса" проскакивает. При нашем уровне доходов от коммерческой деятельности от этого, к сожалению, никуда не денешься. Реальный механизм контроля должен быть не только карательный, должны быть другие формы. Вот приезжала к нам достаточно представительная делегация ТФ-1. Это одна из немногих в Европе компаний, которая абсолютно самоокупаема. Когда мы сравниваем их затраты на производство программ и наши - уровень затрат сопоставим. Зато уровень дохода от коммерции, от рекламы даже сравнивать нельзя. - А на сколько ваше рекламное время дешевле, чем на ОРТ? - Намного, в десять раз. - И когда вы рассчитываете их догнать? - Очень сложный вопрос. Не раньше, чем через три-четыре года. А вообще вопрос многогранен. Это зависит от многих факторов. Ну да, у нас реклама дешевле, потому что на ОРТ неизмеримо больше средств вкладывают в производство программ, особенно развлекательных, а ведь сколько вложишь, столько и получишь. Всю жизнь будет иметь значение сеть распространения ОРТ - она уникальна и больше другой такой не будет. Тут многое зависит от менталитета народа, который привык к "первой кнопке". Поэтому всегда, пытаясь сравнивать себя с ОРТ, надо помнить, что у нашего человека есть такое генетическое понятие - Первый канал. - А почему вы о рейтинге не упоминаете? Цену на рекламу "устанавливает" рейтинг телепрограмм. Вы верите в те результаты, что дают наши медиа-метрические службы, вы считаете их объективными? - Они не совсем справедливы. Вот как раз по их оценкам у нас в десять раз ниже рекламные расценки, хотя реально, по качеству сегодняшнего эфира они должны "уступать" ОРТ максимум в пять раз. - Год назад много говорили о фантастических суммах, вложенных в канал. Они оправдали себя - эти суммы? - Это большой миф. Ни тогда, ни сейчас очень больших денег в канал не вбрасывалось. Надо очень четко различать то, что мы попросили, и то, что нам реально дали. Французская телекомпания ТФ-1, о которой я уже упоминал, - это наш точный "прототип". Они начинали, как и мы. Была большая государственная компания, которой поставили задачу стать самодостаточной структурой, с собственным производством, своей информационной базой и т.д. На каком-то этапе государство приняло решение продать пакет ее акций. Акционеры вложили деньги и сделали из ТФ-1, главной государственной компании, группу компаний. Через несколько лет каждое из подразделений группы стало самоокупаемым и прибыльным. Но! Тамошние акционеры вложили в канал во столько раз больше, чем наши акционеры, что даже смешно сравнивать. Мы хотим убедить своих акционеров - наш канал должен пойти по пути ТФ-1. - Проще говоря, вы хотите еще попросить денег. Верите, что дадут? - Честно говоря, очень похоже, что многим из наших акционеров, наоборот, хочется побыстрее получить деньги обратно. У них такой китайский синдром: сегодня картошку посадить, а завтра ее же и выкопать, потому что очень хочется кушать. Так нельзя. Так можно любое доброе дело сгубить. - Откуда же этот миф о вашем богатстве? - А давайте посмотрим, кто создавал этот миф? Наши конкуренты. Почему? Потому что мы реально наступили им на мозоли. Особенно в сфере кино. На закупки фильмов к нам пришли люди, хорошо известные в своем круге. Например, Мария Старостина. - То есть вы давили конкурентов не деньгами, а опытом команды? - Да, наши конкуренты оценили подбор команды. А по деньгам они не могли нас оценивать. Хотя бы потому, что не знали, сколько у нас денег. Это достаточно закрытая информация. - Но простите, есть известные факты! Есть заголовки в газетах годичной давности: "ТВ ЦЕНТР купил "Английского пациента" за сто тысяч долларов"... Есть суждение Анатолия Максимова, директора службы кинопоказа ОРТ: "Ни одной свежей картины мы с НТВ не купили дороже, чем за 25 тысяч. ТВ ЦЕНТР сотряс ситуацию на рынке, взвинтив цены в четыре раза". - Цена в 60 тысяч долларов, которую мы реально заплатили за "Английского пациента", - это смешная цена за фильм - обладатель девяти "Оскаров". Тем более что этот фильм мы покупали в пакете с другими, которые обошлись по 12 тысяч. Средняя цена фильма в пакете - 20 тысяч. И это не то что нормально - это супердешево! Мы могли купить "Пациента" еще дешевле - тысяч за 15. Но пока шли переговоры, пока подписывался контракт, он получил свои "Оскары" и соответственно вздорожал... -ТВ ЦЕНТР год назад отметил свое рождение еще одним "долларовым" скандалом. Тот же Максимов жаловался, что ОРТ собиралось показать рязановский фильм "Привет, дуралеи!", но ТВ ЦЕНТР переплатил в четыре раза и поставил фильм на неделю раньше, по случаю своего первого выхода в эфир... - Да, этот фильм мы купили за 95 тысяч. Дорого. У меня рука не поднималась подписать договор. Но нужен был удар. Не просто удар, а против конкурентов. На ОРТ тогда шла ретроспектива фильмов Рязанова. Они собирались завершить ее показом "Дуралеев". - А вы перекупили. - Мы забрали этот фильм и получили право на часть комиссии от продажи его на другие телеканалы, забрали право на многоразовый показ на нашем канале и на кабельном за 95 тысяч. А ОРТ просило права показать фильм - без возможности вторичного показа на других каналах, без возможности получить доходы от кассет - за сто тысяч! Так что же - мы перекупили фильм или у нас все-таки лучше умеют работать с продавцом этого фильма? - Правда ли, что Юрий Лужков ругает вас за то, что вы слишком часто его показываете? - Мы никогда не говорили с ним на эту тему. Юрий Михайлович, кстати, в отличие от многих других учредителей, к нашему каналу относится страшно трепетно. И в 99,9 процента случаев не позволяет себе диктовать - чего и сколько показывать. Хотя в принципе мог бы воспользоваться своим - подчеркну: вполне законным! - правом диктовать. Но у него хватает трезвости мысли, чтобы понимать - это нельзя. - А как долго, на ваш взгляд, этой трезвости хватит? - Я не настолько хорошо его знаю, но, надеюсь, так будет всегда. |